Из этой таблицы видно, что проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, профессионально-трудовой, коммуникативной, учебной, теоретической и практической деятельности.
Проведенный анализ позволяет нам определить творческую проектную деятельность школьников как интегративный вид деятельности по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной и имеющих личную или общественную значимость.
Психологическая динамическая структура творческой проектной деятельности (как и любого другого вида деятельности) включает в себя мотив, цель, способ, предмет, результат.
Мотивом называется то, что побуждает личность к деятельности, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая удовлетворяется с помощью данной деятельности.
Можно выделить следующие мотивы творческой проектной деятельности:
познавательные: удовлетворение потребности в знаниях, умениях, навыках;
материальные: удовлетворение потребности в продуктах питания, одежде, предметах быта и т.п.;
социально-профессиональные: удовлетворение потребности в социально-профессиональном самоопределении, карьере;
художественно-эстетические: удовлетворение потребности в красоте;
духовные: удовлетворение потребности в самопознании, самореализации и самосовершенствовании.
Творческая проектная деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими мотивами. Но определенные из них являются доминирующими.
В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Продуктами творческой проектной деятельности школьников являются изделия или услуги, обладающие объективной или субъективной новизной и имеющих личную или общественную значимость, то есть способных решить определенную (личную) или общественную проблему (повысить качество обучения, укрепить здоровье людей, украсить быт человека и т.д.).
Способ деятельности - это совокупность действий, операций, методов и приемов преобразования предметов этой деятельности. В творческой проектной деятельности используются разнообразные методы: вербальные и невербальные, мыслительные, орудийные, графические, механические, химические, биологические, энергетические, информационные и др.
В качестве средств осуществления проектной деятельности используются различные инструменты, приспособления, машины, автоматические устройства и др.
Предметом деятельности называется то, с чем она имеет дело, на что она направлена. Это могут быть вещества, материалы, информация, энергия, живые существа, люди.
Результатами творческой проектной деятельности могут быть швейные изделия, модели, украшения, мебель, технологическое оборудование, дидактические материалы, произведения искусства и др.
Необходимо различать разницу между структурой поисково-конструкторской и проектной деятельностью. Специалисты, изучающие проблемы технического творчества (Д.М. Комский, Ю.С. Столяров), выделяют семь этапов поисково-конструкторской деятельности школьников при создании нового технического объекта: формирование технической задачи, формирование технической идеи, разработка модели (схемы) конструирования, моделирование и эксперимент, создание опытного образца и его натурные испытания, оформление технической документации.
Модель творческой проектной деятельности, разработанная под нашим руководством, выглядит следующим образом.
Модель творческой проектной деятельности
Сравнение этих двух моделей показывает, что структура проектной деятельности шире структуры поисково-конструкторской деятельности. В содержание проектной деятельности дополнительно включаются такие компоненты, как экономическое обоснование, маркетинговые исследования, защита проектов. В результате проектной деятельности создается изделие (или услуга), которое имеет определенную стоимость и может удовлетворить определенные потребности человека.
На творческой проектной деятельности учащихся строится проектный метод обучения или метод проектов.
Метод проектов (от греческого - путь последования) - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.
Проектность - определяющая черта современного технологического мышления. Проектность мышления проявляется в обобщенном и опосредованном познании действительности, в ходе которого учащиеся используют научные знания для выполнения проектов по созданию товаров или услуг от идеи до ее реализации.
Новое о педагогике:
Обряды жизненного цикла ункратлинцев
В системе традиционной семейной обрядности ункратлинцев особое место занимают похоронно-поминальные обычаи и обряды. Этот цикл можно разделить на три этапа: 1) предпогребальные обычаи и обряды; 2) похороны; 3) обряды и обычаи, связанные с ...
Подбор косметики в зависимости от цвета кожи
Розовый цвет кожи. Макияж предпочтительнее светло-розового, розово-бежевого и розово-коричневого цветов. Румяна должны быть нежного розового оттенка. Тени для век должны иметь прохладные пастельные оттенки. Можно использовать голубой, бирю ...