4 этап – заключительный.
На данном этапе подводились итоги исследования отклоняющегося поведения «детей группы риска» для этого было проведено повторное наблюдение за воспитанниками и тестовая методика «Опросник СОП (определение склонности к отклоняющемуся поведению «детей группы риска»)».
На исследовательском этапе была разработана программа «Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения детей группы риска».
Фрагмент программы «Профилактика и коррекция девиантного поведения детей группы риска» (см. Приложение 1)
Занятие – 1. «Я в своих глазах и в глазах других людей»
Упражнение №1
В волшебный ящик складывались задания с незаконченными предложениями (не подписанными), но предварительно раздать учащимся начала предложений, которые они должны закончить, отвечая на вопрос «Кто Я»:
Я словно птичка, потому что…
Я превращаюсь в тигра, когда…
Я могу быть ветерком, потому что…
Я словно муравей когда…
Я – это стакан воды…
Я чувствую, что я – скала…
Я сейчас – лампочка…
Я – тропинка…
Я словно рыба…
Я – интересная книжка…
Я – песенка…
Я – мышь…
Я словно буква «О»…
Я – макаронина…
Я – светлячок…
Я чувствую, что я вкусный завтрак…
Каждое задание зачитывалось вслух, и участники старались отгадать, кому оно принадлежит. Если участник хочет (в тех случаях, по окончанию предложений его не узнали), он заявляет, что он автор. По желанию участник может получить «обратную связь».
-чувствовать себя виноватым за свои желания;
- мирится с неприятной ситуацией;
- жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;
- сохранять отношения, ставшие оскорбительными;
- делать больше чем вам позволяет время;
- делать что-то, что на самом деле не можете сделать;
- выполнять неразумные требования;
- отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать;
- нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения;
- отказываться от своего «Я» ради кого бы то ни было.
Заявляя о своих личных правах , надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши.
Желательно чтобы предполагаемые списки прав представить в виде плакатов, чтобы школьники могли иметь их перед глазами.
Проводится обсуждение. Особое внимание уделяется соотношению собственных прав и прав других людей.
Закройте занятия.
Занятие 2
«Как справится с раздражением, плохим настроением»
Упражнение№1
Дети предлогалось назвать 5 ситуации, когда они чувствуют себя хорошо. Назовите 5 ситуаций, вызывающих ощущение: «Чувствую себя хорошо». Вспомнить их в своем воображении, запомнить чувства, которые при этом возникли. Представляли, что они кладут эти ощущения в надежное место и могут их достать, когда пожелают. Детям предлагалось нарисовать это место и назвать ощущения возникшие в этот момент. После упражнения вместе с детьми проводилось обсуждение того, какие чувства, эмоции возникли в ходе упражнения? Хотелось ли вспоминать что – то? Почему именно этот момент жизни вспомнился? Были ли это воспоминания положительными? Приложить рисунки и что говорили при обсуждении
Упражнение№2 «Аукцион»
По типу аукциона предлагалось назвать как можно больше способов, помогающих справляться с плохим настроением. Все способы, принятые ведущим, фиксировались на доске.
Упражнение№3 «Вверх по радуге»
Участникам нужно было встать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение выполнялось три раза. После этого желающие делились впечатлениями. Затем упражнение повторялось еще раз с открытыми глазами, причем количество повторений увеличивается до семи раз. После краткого обсуждения впечатлений учащимся предлагались простые способы расслабления (например, максимально напрячь все мускулы, а затем расслабить их). Указывалось назначение каждого из этих упражнений или их комплекса для регуляции собственных эмоциональных состояний.
Новое о педагогике:
Средства формирования культуры личности подростка на уроках литературы
Нет сомнений, что система образования обладает огромным потенциалом воспитательного воздействия на ребенка. Ориентация российского образования на общекультурное развитие обучающихся, как известно, исторически является одной из его приорите ...
Закономерности усвоения звукопроизношения в онтогенезе
Ребенок овладевает речью постепенно, переходя от более простых структур к более сложным. Овладение речью - активный процесс поисков, наблюдений, сравнений, установления отношений и обобщений, нуждающийся в использовании ребенком всех анали ...