Исследование проводилось на базе МКОУ Дудаченской общеобразовательной школы Фроловского района. В исследовании участвовали 19 учащихся 9 класса.
Работая над изучением данного вопроса в практической части исследования, мы не нашли единой методики диагностики общей культуры подростков и применили:
1) адаптированный вариант методики ценностных ориентаций М. Рокича (тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека), т.к. система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни»;
2) сокращенный вариант методики «Пословицы» (разработана С.М.Петровой), цель которой состоит в определении уровня нравственной воспитанности учащихся и выяснении особенностей ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе;
3) изучение творческих работ учащихся – содержание сочинений с целью определения формирования морально - этических идеалов.
Метод ценностных ориентаций М. Рокича.
Ход проведения. Испытуемым предлагалось ранжировать (пронумеровать) 18 ценностей-целей в порядке убывания значимости их для собственной жизни. При этом после прочтения перечня всех 18 ценностей-целей учащимся было предложено выбрать сначала три ценности, которые являются самыми главными в их жизни, присвоив им 1-е, 2-е и 3-е места, затем из оставшихся ценностей-целей выбрать две, стремление к которым, по их мнению, не имеет смысла, и присвоить им 17-е и 18-е места. И после этого распределить места оставшихся ценностей в порядке убывания предпочтения.
Исследование проводилось с использованием бланков и было анонимным. Ваши ценностные ориентации.
Методика обработки. При обработке полученных данных, кроме качественного сравнения (индивидуального восприятия), использовался количественный анализ, в котором учитывались две переменные: принимаемые ценности-цели, стоящие на 1-м, 2-м, 3-м местах в индивидуальных анкетах (то есть ценности, являющиеся самыми главными в жизни конкретного человека), и отвергаемые ценности-цели, занимающие последнее место (17-е, 18-е) в иерархии жизненных ценностей данного человека (существование ради которых просто недостойно).
Данные бланков отдельной выборки (класса) сводились в таблицу.
Суммарное наполнение всех выбранных принимаемых ценностей-целей при подсчетах в классе приравнивалось к 100 %, и по количеству выборов, сделанных учащимися, находился процент каждой ценности-цели по формуле:
Цi (%) = (Ri / 3n) ´ 100 %,
где Цi (%) – процентное содержание выборов i-той ценности;
Ri – суммарное количество выборов i-той ценности;
n – объем выборки (количество учащихся),
3 – коэффициент, связанный с тремя позитивными выборами одним учащимся.
Таким же образом определялось процентное содержание отвергаемых ценностей-целей (соответственно вводился коэффициент 2), которым присваивались 17-е и 18-е места.
Сокращенный вариант методики «Пословицы» (разработана С.М.Петровой).
Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 30 пословицами (см. Приложение В). Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:
- 1 балл – согласен в очень незначительной степени;
- 2 балла – частично согласен;
- 3 балла – в общем согласен;
- 4 балла – почти полностью согласен;
- 5 баллов – совершенно согласен.
Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.
Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «в» и отдельно по ответам «г».
Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «г» – об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «г», тем он ниже.
Новое о педагогике:
Концепция поэтапного
обучения физике
Рассмотренные мировоззренческие принципы формирования физических понятий, излагаемых в контексте мировой культуры, заставляет учащихся с интересом и заинтересованностью включаться в процесс обучения, превращающегося в путешествие в мир при ...
Виды и формы наказания
Наказание — это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены. Главным признаком, по которому считается целесообразным давать кл ...