Художественное воспитание предполагает освоение совокупности знаний и мировоззренческих установок в области искусства и творческой деятельности.
Искусство было и остается непосредственной формой выражения эстетического отношения к действительности, высшей формой способа эстетического освоения действительности. Именно в искусстве, эстетическое и нравственное, прекрасное и истинное, художественное и утилитарное сливаются воедино, осуществляя активное обратное воздействие искусства на саму жизнь. Искусство заполняет вакуум духовности, становясь источником постижения (прочувствования и познания) общечеловеческих ценностей; средством духовного возвышения человека. Искусство называют «учебником жизни», «методологией человекознания» , ибо подлинное искусство никогда не отгораживается от жизни, а, напротив, стремится художественно осмыслить ее , и поэтому в нем концентрируется весь эстетический и жизненный опыт человечества за многовековую историю его существования. Только искусство дает человеку целостный опыт жизни в конкретно – чувственных формах самой жизни. Ю.Б.Борев рассматривает высшую цель искусства как всестороннее развитие социально значимой и самоценной личности; Л.С.Выготский - как «организацию нашего поведения на будущее, установку вперед». Б.М.Теплов считает, что искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, но и мысли, и волю. Отсюда, его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения.
Художественно-эстетическое воспитание является одним из направлений эстетического. Оно намного шире художественного воспитания, поскольку несет в себе развитие сущностных сил человека и утверждение эстетико-гуманистического отношения к окружающей жизни как способа гармонизации духовной и практической жизнедеятельности человека. Художественно-эстетическое воспитание всеохватывающе, поскольку оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, и определяет не только знания, но и характер человека (глубину его мышления, установки, тонкость чувств и т.д.) Особая ценность художественно- эстетического воспитания состоит в том, что оно способствует самопознанию и самоуглублению личности и является высшей формой социализации человека.
В Современном словаре по педагогике, эстетическое развитие рассматривается как процесс формирования и обогащения способности к образно-художественному восприятию жизни, эмоционально-психологического отношения к ней; как необходимое дополнение к учебной деятельности, развивающее логическое и творческое мышление. Эстетическое развитие предполагает изучение теории эстетики; систематическое общение с художественной культурой, постижение ее языка и природы; участие в художественном творчестве.
Актуальным сегодня является определение эстетического образования, данное А.В.Луначарским в 1918г: « Под эстетическим образованием надо разуметь не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы обездушенным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда, и науки»
Новое о педагогике:
Определение целей, выбор задач и функций проектируемой системы
Рассмотрим качественное обоснование эффективности внедрения ИС для обучения студентов в медицинском учреждении, в рамках которой решаются четыре задачи «Контроль знаний обучаемого студента», «Планирование обучения студента», «Формирование ...
Методика работы над многозначными словами
Слово — важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем шире у него юзможности выбора более точного ...