В последнее время довольно часто можно встретить работающего подростка: феномен занятости школьников приобретает все большее распространение. Специалисты территориальных органов занятости отмечают рост количества обращений учащихся и выпускников общеобразовательных школ с целью трудоустройства. Нельзя не согласиться с Г. Руденко и А. Савеловым, считающими, что процесс занятости школьников свидетельствует о «начальном этапе их адаптации к трудовой деятельности».
Исследование, направленное на изучение эффективности и целесообразности применения программы факультатива для общеобразовательных учреждений «Основы самостоятельного поиска работы выпускниками школы», проводилось в 3 этапа:
1 этап – теоретический – был посвящен определению проблематики, поиску и анализу литературы по теме, формулировке целей, задач и гипотезы, отбору методов исследования;
2 этап – экспериментальный – был связан с организацией реализации программы в общеобразовательном учреждении в 11-м классе, проведением экспериментальной работы, количественным и качественным анализом данных;
3 этап – обобщающий – включал формулировку выводов, рекомендаций, а также техническое оформление работы.
Исследование проводилось на обучающихся 11а класса Муниципального общеобразовательного учреждения гимназии № 8 г. Мурманска (всего – 28 обучающихся).
Одиннадцатиклассникам был предложен факультатив «Основы самостоятельного поиска работы выпускниками школы» в начале учебного года. В качестве испытуемых из числа учащихся 11а класса были выделены две группы – экспериментальная и контрольная. Согласие посещать факультативные занятия по предложенной программе дали 15 человек, которые и вошли в состав экспериментальной группы. Остальные 13 отказались от факультатива, тем самым определив вторую – контрольную группу.
В экспериментальной группе проводилось изучение материала по представленной программе на протяжении одного учебного года (1 раз в неделю по 1 часу). А контрольной группе учащиеся осваивали основы трудоустройства только в рамках плана мероприятий по профориентации, реализуемого социально-воспитательной службой МОУ гимназии №8.
До и после этого цикла занятий по программе были сделаны контрольные срезы для выявления степени усвоения материала:
тест перед началом занятий по программе (Приложение №5);
ролевая игра «Возьмите меня на работу» по окончанию факультатива в экспериментальной и контрольной группах (Приложение № 6).
Предлагаемая ролевая игра была направлена на определение уровня готовности к успешному самостоятельному поиску работы в будущем и изменения его в ходе эксперимента.
При подведении итогов ролевой игры был проведён устный опрос с целью выявить отношение школьников к заявленному факультативу в экспериментальной группе. Устный опрос показал благоприятную тенденцию к изучению данного факультативного курса. Все участники экспериментальной группы остались довольны.
Основными методами исследования стали: наблюдение, опрос, тестирование, методы статистического анализа.
Рассмотрим подробнее использованные в экспериментальной работе методики.
В представлен тест на выявление уровня готовности одиннадцатиклассников к самостоятельному поиску работы и трудоустройству. Тест был дан как и в экспериментальной группе, так и в контрольной. Анализ тестирования показал следующее: уровень готовности к самостоятельному поиску работы и трудоустройству в контрольной и экспериментальной группах приблизительно равный. Если учитывать, что каждый правильный ответ оценивался как 1 балл, то из общего количества правильных ответов каждый обучающийся мог набрать максимально возможные 6 баллов. Результаты тестирования представлены в виде следующей таблицы:
Новое о педагогике:
Психолго-педагогические основы развития речи младших школьников
Одна из функций речи состоит в оформлении мысли, в ее выражении. «Внешняя речь,— как средство писал Л. С. Выготский,— есть процесс превращения мысли в слова, ее материализация» . Следовательно, психологической основой речи служит мысль и ...
Историко-эволюционная концепция развития человека
Сторонники историко-эволюционной концепции развития человека рассматривают онтогенез как процесс преобразования и воспроизводства человеком общественно-исторического опыта, культуры человечества и своих собственных свойств (физических да ...