Задача современного учителя – не только вооружить учащихся набором знаний, умений и навыков, но научить учиться, помочь каждому ребёнку в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческие способности. Важная воспитательная задача начальной школы – формирование у учащихся чувства коллективизма, товарищеской взаимопомощи. Всему этому как нельзя лучше помогают коллективный способ обучения (КСО). Коллективные способы обучения – одна из наиболее эффективных педагогических технологий. Коллективная учеба формирует и развивает мотивацию учеников в сотрудничестве, включает каждого ученика в активную работу на весь урок, в сменных парах и микрогруппах. Существуют фронтальная и групповая формы коллективной работы. Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя. Вторая – работу в парах или группах. Причём пары и группы могут быть постоянного и сменного состава. Коллективные способы обучения создают условия живого непринужденного общения. Учащиеся объединены общими учебными целями, но каждый из них выполняет свою определённую роль в этой работе.
Коллективный способ обучения на уроках увлекает не только моих учеников, но и меня как учителя. Однако к применению КСО мы шли долгим путём. Первые попытки организации коллективной работы были не совсем удачными: излишний шум, медленный темп работы учащихся, их неумение действовать совместно, казалось, отвлекали от главного на уроке – обучения. Со временем я научилась ценить роль коллективной работы в образовательном процессе.
Уникальность используемых методик коллективного способа обучения обеспечивается такими признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Роль учителя – руководство работой в целом: предъявление задания, инструкция (алгоритм действий). Актуальность этой педагогической технологии определяется тем, что она предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования. Деловой шум только сначала может мешать. В дальнейшем дети привыкают говорить тихо, чтобы не мешать окружающим. При организации коллективных работ я ориентируюсь, конечно же, не только на общение учащихся, но и на конечный результат. Учащиеся начальной школы тянутся к групповым формам работы, воспринимают как увлекательную игру и работают с большой отдачей. Кроме того КСО позволяет каждому ученику активно проявить себя. Я добиваюсь того, чтобы никто не уходил с урока с чувством неудовлетворённости, с обидой, что его не спросили. Кроме того дети учатся общаться, быть терпимыми друг к другу, сопереживать неудачам товарища, часто приходят на помощь друг другу. На таких уроках дети могут быть и в роли ученика, и в роли учителя, что им особенно нравится. Используемые приемы помогают налаживать контакт с детьми, делают работу яркой и интересной, оставляя у ребят только положительные эмоции.
Подготовку к коллективному способу работы я начала со второго полугодия 1-го класса. Сначала дети работали парами постоянного состава. Как правило, это учащиеся, сидящие за одной партой. На уроках чтения предлагалось прочитать своему товарищу, напечатать или составить в разрезной кассе слова и дать друг другу прочитать. На уроках математики ребята решали примеры в паре, помогая друг другу. Так как основной вид деятельности первоклассников – игра, я часто использовала игровую технологию.
Например, заранее готовлю весёлую картинку, разрезаю на равные части, а с обратной стороны пишу примеры. На доске в таком же порядке ответы. Каждый получает фрагмент рисунка, если правильно решит и поставит в нужное место, получится общий рисунок, что очень радует детей. Провожу в первом классе и начальные формы групповой работы, где главным является выработка умения договориться. Этому способствуют дидактические игры.
Широкие возможности организации работы в парах заложены в печатных тетрадях, которые есть по каждому предмету. Разгадывание кроссвордов в период обучения грамоте выполняли ученики в парах сменного состава. Конечно, сначала я сама контролировала выполнение задания, затем говорила, кому помочь. В прописи были задания, на соединение предложения с картинкой, я предлагала детям обсудить с товарищем. Иногда возникали споры, приходилось выяснять кто же прав, но это давало свои результаты. Дети учились отстаивать свою точку зрения, помогать друг другу, уступать, где это было нужно, развивалась речь. При решении примеров использовала приём взаимопроверки. Первоклассникам очень нравится выступать в роли учителя. Если ученик решил пример неверно, предлагала объяснить ошибку.
Новое о педагогике:
Нормативно-правовая основа организации платных дополнительных в дошкольном
учреждении
Для организации дополнительных платных услуг в дошкольном учреждении необходимо ориентироваться на следующие нормативно-правовые документы: 1. Закон Республики Беларусь «Об образовании» от 29 октября 1991г. «Ведомости Верховного Совета Рес ...
Лингафон и управление процессом обучения аудированию
Первые лингафонные устройства появились более 40 лет назад, и их распространение было обусловлено ростом популярности аудиовизуальных приёмов обучения. Хотя эти устройства и назывались лингафонными, большинство из них уже в то время включа ...