Техника батик – как новое направление изобразительного искусства не только интересно само по себе ребенку, но и способно в полной мере развить его изобразительное творчество, воображение, мышление. В дальнейшем мы предлагаем, продолжить внедрение обучения техники батик в практику работы дошкольных образовательных учреждений.
Проблема развития детского изобразительного творчества – одна их самых актуальных, особенно в области дошкольной педагогики (Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Л.С. Выготский и др.). В нашем понимании творчество - деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.
Большое значение имеет развитие творческих способностей, самоценности, детской активности и самостоятельности. Это объясняется тем, что дошкольный возраст благоприятен для развития воображения – психического процесса, составляющего основу творческой деятельности.
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности детей. Детское изобразительное творчество доставляет ребенку удовольствие, однако, предметом деятельности в процессе творчества является результат, продукт.
В практике дошкольных учреждений традиционно развитее изобразительного творчества происходит в рамках видов изобразительной деятельности как рисование. В рамках нашей работы мы остановились на технику батик как новом виде изобразительной деятельности, и как средство детского изобразительного творчества.
Под техникой мы понимаем совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых создается художественный образ.
Батик - творческая деятельность доступная детям старшего дошкольного возраста. Однако образовательные программы в большей степени не включают в свое содержание обучению техники батик.
Однако интерес к проблеме использования техники батик в работе с детьми дошкольного возраста последние годы возрос.
Обобщив теоретическое положения, мы пришли к выводу, что техника батик является эффективным средством развития детского изобразительного творчества.
Включение техники батик в творческую деятельность в силу новизны, повышает интерес дошкольников в изобразительному творчеству, а организация техники батик – как деятельности, предполагающей создание ребенком оригинальных, вариативных продуктов деятельности, способствует поиску выразительных средств в передаче образов изображения, прежде всего цветового решения, композиции и др.; кроме того возможность создания новых, оригинальных продуктов детской деятельности, имеющих практическое назначение, также обеспечивает эффективность развития изобразительного творчества.
Выдвинутая нами гипотеза нашла отражение в экспериментальном исследовании.
С целью подтверждения гипотезы была разработана и внедрена в экспериментальная программа обучения детей старшего дошкольного возраста технике батик. Обучение по программе проводилось в течение года с детьми старшего дошкольного возраста в МБ ДОУ №208, города Новокузнецка.
Результаты контрольного эксперимента показала положительную динамику развития детского творчества детей. Исследование показало, что дети старшего дошкольного возраста успешно могут овладеть техникой батик, а именно, холодный батик, свободная роспись, узелковый батик. Начиная с работы по ознакомлению с техникой батик как искусство, дети были увлечены рассказом о его возникновении, видах, что можно создать уникальный, фантастический подарок своим близким. В процессе проведения занятий, отмечена большая заинтересованность детьми данным средством изобразительного творчества, как новым видом деятельности, а возможность самостоятельно создавать вариативные продукты деятельности способствовала развитию творчества детей.
Новое о педагогике:
Субъективные трудности, связанные с индивидуально-возрастными особенностями
слушателей
Трудности аудирования, которые обусловлены индивидуально-возрастными особенностями учащихся, являются субъективными, в отличии от трудностей объективного характера, связанных с содержанием и структурой аудиотекста, а также условиями его во ...
Проблема развития связной речи в трудах педагогов
Внимание к проблеме развития связной речи детей дошкольного возраста мы находим в трудах чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского (1592-1672), который предлагал в качестве средства развития связной речи использовать в работе с деть ...