В период социально – экономических преобразований дело воспитания молодого поколения приобретает особое для развития общества значение. Классное руководство – традиционное школьное явление, осуществляющееся в единой системе учебно-воспитательного пространства школы. Деятельность классного руководителя является одним из решающих элементов организуемого в школе воспитательного процесса.
Классный руководитель – это педагог класса, прослеживающий процесс формирования личности каждого ребёнка и содействующий наилучшему освоению мира каждым ребёнком. Он осуществляет профессиональное прослеживание личностного развития воспитанника и является сосредоточением всех социальных воздействий на ребёнка, организатором его стратегических коммуникаций в социуме.
Цель классного руководителя – сформировать личность, способную строить жизнь достойного человека. Одним из важнейших направлений в его деятельности является системная работа с коллективом класса по программе здорового образа жизни. В процессе этой работы учитель способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально – ценные отношения и переживания воспитанников в классном обществе, создаёт ситуации защищённости, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия развития ребёнка.
Классный руководитель является для детей творцом интересных разнообразных видов деятельности. Он учитывает особенности социальной установки в стране и конкретных условий в школе. В процессе своей деятельности ориентируется на формы работы дискуссионного, игрового, состязательского, творческого характера.
Необходимо отметить, что количество форм определяется как целями воспитания данного коллектива, так и конкретной ситуацией, в которой оно осуществляется.
Учебно-воспитательная работа учителя начальных классов по пропаганде здорового образа жизни осуществляется в основном в форме уроков здоровья и классных часов, на которых дети знакомятся с миром физической культуры, здоровым образом жизни, получают сведения о своём организме, о гигиенических правилах, о возможностях самосовершенствования, о личной физической подготовленности и развитии, о разнообразных физических упражнениях.
Таким образом, полученные знания будут способствовать укреплению здоровья, повышают работоспособности, совершенствованию физических, психических и моральных качеств младших школьников.
Многое меняется сейчас в школе, она становится более гуманной, демократичной; многое меняется и в физкультурном движении. В центре внимания – школьник, его здоровье, высокое физическое развитие.
«Забота о человеческом здоровье,- утверждал В.А.Сухомлинский,- тем более о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Здоровье – одно из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Первоначально под здоровьем подразумевали отсутствие какого-либо заболевания и здоровым считали человека, у которого нет признаков болезни. Это понимание здоровья основано на противопоставлении: болезнь – здоровье. Оно соответствует бытовым наблюдениям. Действительно, если человек не на что не жалуется, работает, не обращается к врачу, окружающие в праве считать его здоровым.
Разъясняя учащимся, ценность здоровья, учитель может задать им вопрос, в чём смысл изречения: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – всё потерял»? Целесообразно обратиться также к известному призыву «Береги здоровье смолоду» и объяснить, что основы здоровья закладываются в детстве, что любая более или менее серьёзная болезнь в детском возрасте сказывается на состоянии здоровья взрослого человека. Полезно вспомнить еще одно известное выражение: «Если бы молодость знала, если бы старость могла». Следует разъяснить учащимся, что оно справедливо не только в отношении полезных дел, которые человек мог бы совершить в своей жизни, но не совершил, и время упущено, но так же и в отношении здоровья: утраченного здоровья не вернуть, или же сделать это чрезвычайно трудно, намного труднее, чем сберечь его в молодости.
Новое о педагогике:
Оценка уровня развития физических качеств
Учитель физической культуры систематически осуществляет педагогический контроль за уровнем развития физических качеств учащихся, учитывая данные медицинских осмотров и результаты педагогических наблюдений. По мере прохождения учебного мате ...
Современные подходы к проблеме учета индивидуальных особенностей личности
ребенка
В педагогической науке индивидуализация определяется как "организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению". ...