Одновременно по ходу урока учащиеся получают определённые знания, чаще всего в процессе выполнения двигательных действий.
Учитель должен формировать у учащихся умения применять полученные знания на практике. Это создаёт условия для осознанных занятий физическими упражнениями.
Таким образом, в основе знаний, которые дети получают на уроках здоровья лежат представления об организме и отдельных органах, их функционировании, о том, как физические упражнения влияют на рост и развитие человека. В основы знаний также входят вопросы здорового образа жизни и его влияния на состояние здоровья, начальные знания в области медицины и гигиены.
Оздоровительная гимнастика до уроков. День в школе начинается с проведения гимнастики до учебных занятий. Комплексные занятия гимнастикой до уроков в школе дисциплинируют учащихся, помогают организованно начать день, а хорошее самочувствие после гимнастики повышает работоспособность, улучшает качество учебных занятий.
Проводить гимнастику наиболее благоприятно на открытом воздухе на школьных площадках, что обеспечивает закаливающий эффект. Если не позволяют погодные условия, гимнастика проводится в хорошо проветренных рекреационных помещениях. Учитель должен помнить, что не следует выполнять физические упражнения в классных комнатах, так как это приводит к нарушению микроклимата в классе. В результате увеличивается температура воздуха и антроповыбросов (пота, микроорганизмов и т.д.).
Гимнастика до учебных занятий проводится в течение 5-7 минут. Она должна отвечать следующим требованиям:
- разносторонне воздействовать на организм;
- не возбуждать и не утомлять учащихся;
- улучшать осанку.
Учитель должен разработать комплекс, состоящий из 5-6 упражнений, известных и легко выполняемых детьми с первого раза, соответствующих условиям проведения (площадка, рекреация). В основном это должны быть общеразвивающие упражнения.
Типичными являются следующие 4 группы упражнений:
1. упражнения типа подтягивания, выпрямления;
2. упражнения, воздействующие на основные группы мышц шеи, кисти, стопы, предплечья, содействующие формированию правильной осанки; вращение туловища, головы; рывки руками с поворотами; ходьба с высоко поднятой головой, на носках, выпрямившись;
3. упражнения, стимулирующие деятельность органов дыхания и кровообращения: приседания, легкий бег на месте и т.п.;
4. упражнения, содействующие активизации внимания, требующие активного контроля за движениями, на координацию, согласованное одновременное движение туловища, рук, ног и т.п.
Учителю нужно помнить, что заканчивать гимнастику следует спокойными упражнениями, чтобы ученики сразу же могли приступить к учебным занятиям. Комплекс упражнений следует менять 1 раз в месяц.
Проведение гимнастики до учебных занятий необходимо согласовать с родителями учащихся, т.к. дети должны раньше приходить в школу.
Таким образом, гимнастика до уроков ставит своей целью активизировать процессы обмена веществ, стимулировать дыхательную функцию, повышать работоспособность и организованность учащихся, является неотъемлемой частью оздоровительной и воспитательной работы, проводимой учителем начальных классов с младшими школьниками.
Оздоровительные физкультминутки
Оздоровительные физкультминутки - это форма двигательной нагрузки, которая должна использоваться всеми учителями, особенно в младших классах. Физкультминутки помогают снять утомление, восстановить внимание и работоспособность учащихся, предупредить нарушение осанки. Минута активного отдыха - это десятки минут, сбереженных для полноценного учебного труда.
Время начала физкультминутки определяется самим учителем, т.е. при проявлении первых признаков утомления. Это наблюдается примерно на 20-25 минуте после начала урока. Внешними проявлениями утомления являются рост числа отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение почерка, снижение работоспособности и т.д. Снять наступающее утомление, восстановить работоспособность у детей, повысить эффективность урока учитель может, включив в структуру урока двигательные упражнения средней интенсивности. Ему следует уделить особое внимание упражнениям для кистей рук. Это обуславливается процессами формирования кистей рук у детей младшего школьного возраста, для которого чрезмерные двигательные нагрузки (непрерывное письмо) утомительны.
Новое о педагогике:
Средства и приемы обучения монологическому высказыванию
Как утверждает С.В. Калинина, концепция обучения монологической речи состоит в том, что это должен быть законченный курс, имеющий реальные цели для учащихся и убеждающий их в возможности использовать полученные умения в практической деятел ...
Фазы жизненного пути человека
Развитие личности является составной частью развития человека в целом или его «интегральной индивидуальности». Особое значение в контексте анализа развития личности приобретает понятие жизненного пути человека. По Б.Г. Ананьеву, «Жизненный ...