Для снятия статического напряжения, вызванного длительным поддержанием рабочей позы за партой, учитель должен включать следующие упражнения: потягивания, разведение плеч, поднимание головы, вращение головой, наклоны, полунаклоны, выпрямление ног, дыхательная гимнастика.
Для профилактики близорукости и замедления ее программирования, следует использовать специальную гимнастику для глаз - офтальмотренаж.
Длительность физкультминутки обычно составляет 1-2 минуты и включает комплекс из 4-5 упражнений, повторяемых 4-6 раз. Учитель должен помнить, что комплекс физкультминутки следует менять не чаще, чем через 2 недели.
Таким образом, введение в структуру урока физкультминуток, сочетающих различные упражнения (для кистей рук, динамические, дыхательные, офтальмотренаж), является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.
Физкультминутка позволяет решать проблемы перегрузки учащихся, рациональной организации физического и трудового воспитания, активного отдыха, столь необходимого для гармоничного развития детей.
Классные часы о здоровом образе жизни
Особое место в воспитательной работе учителя начальных классов занимает классный час – форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанника, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и эстетические проблемы.
Еженедельно классные руководители и воспитатели проводят классные часы. Их тематика исходит из воспитательных целей, поставленных на учебный год, согласовывается с общешкольным планом воспитательной работы.
Условно классные часы можно разделить по тематике следующим образом:
1. организационные;
2. профилактические;
3. психологические;
4. воспитательные;
5. познавательные;
6. развлекательные.
По пропаганде здорового образа жизни в начальных классах проводятся профилактические классные часы. Они направлены на предупреждение правонарушений, несчастных случаев, профилактику заболеваний, вредных привычек, пропаганду здорового образа жизни и безопасного поведения.
Профилактические классные часы можно посвятить беседе о вреде курения, алкоголя, наркотиков. Начиная с младших классов необходимо объяснить ученикам важность режима, а в дальнейшем – научную организацию труда и отдыха.
Для таких классных часов целесообразно привлекать специалистов: работников детской комнаты милиции, врачей, преподавателей ОБЖ.
Формы проведения профилактических классных часов весьма разнообразны: беседы, инструкции, устные журналы, встречи с медработниками, ролевые игры, и т.д.
В последние годы одной из наиболее серьёзных социальных проблем становится проблема нарастающей наркотизации и ранней алкоголизации детей. В связи с этим ведущей обязанностью классного руководителя является проведение работы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами.
Психоактивные вещества – это различные по своей химической структуре средства, которые обладают способностью изменять настроение, поведение и другие психические проявления человека.
Профилактика наркотизации в младшем школьном возрасте направлена в первую очередь на формирование у детей навыков эффективной социальной адаптации и поэтому имеет специальные особенности. Очень важно сформировать у детей культуру здоровья, понимание ценности здорового образа жизни. Только осознание личной ценности здоровья, его значимости позволяет ребёнку понять, почему для него опасно знакомство с одурманивающими веществами.
В профилактической работе, проводимой на классных часах, необходимо координально переходить от установок по информированию детей о негативных последствиях курения, алкоголизма, наркотизации (чаще эта информация перегружена медицинскими сведениями о патологии отдельных органов и систем) к психолого-педагогическим технологиям формирования активной психологической защиты, формированию у детей ценностного отношения к здоровью, и не только индивидуальной жизнестойкости, но и групповых форм противодействия (на уровне детского коллектива) различным формам наркотизации.
Новое о педагогике:
Воспитание и образование в Античном мире
Периоды развития воспитания и школы в античном мире: 1. Архаичный (древнегреческий) период. IX в. до н.э. по VIII в. до н.э. 2. Период расцвета Эллады(новогреческий): VII-IVв. до н.э. 3. Эллинистический период: III в. до н.э. - I в. до н.э ...
Преемственность педагогических идей в концепции начального образования Л.Н.
Толстого
Очень интересен педагогический опыт работы средней школы № 31 города Тулы. Третий год эта школа - экспериментальная площадка, педагогический коллектив осваивает новую педагогическую технологию “Школа индивидуального выбора”, разработанную ...