Констатирующий эксперимент проводился на базе образовательного дошкольного учреждения – "Центр развития ребенка – Детский сад №60", города Раменское, Московской области, в период 2009 – 2010 учебного года.
Целью констатирующего эксперимента было выявить взаимозависимость процессов по автоматизации и дифференциации звуков и тактильно-кинестетической стимуляции у дошкольников с дизартрией, что необходимо для определения направления, содержания и приемов работы. Было отобрано 24 человека, которые составили две группы – экспериментальную и контрольную - по 12 человек в каждой. Дети с фонематическим недоразвитием (2 человека) фонетико-фонематическим недоразвитием (17 человек), с нерезко выраженным ОНР (5 человек).
В констатирующем эксперименте были поставлены следующие задачи:
изучить и проанализировать особенности формирования процессов автоматизации и дифференциации звуков у детей дошкольного возраста с дизартрией;
выявить взаимосвязь состояния артикуляционного аппарата, мелкой моторики пальцев рук и звукопроизношения.
В соответствии с определенной целью и поставленными задачами был разработан и проведен констатирующий эксперимент. При составлении схемы обследования дошкольников мы руководствовались методами обследования детей с нарушениями речи, предложенными Р.Е. Левиной, Г.В. Чиркиной, Е.Ф. Архиповой. Указанные выше приемы и методы обследования были адаптированы с учетом целей исследования и особенностей контингента обследуемых детей. В исследовании использовались следующие методы:
анализ анамнестических сведений (по медицинской и логопедической документации);
наблюдения за детьми во время игр и занятий с логопедом;
беседы с воспитателями, специалистами, родителями дошкольников.
Материал обследования подбирался с учетом программных требований для подготовительной группы детского сада.
Содержание констатирующего эксперимента включало в себя следующие направления:
выявить имеющиеся нарушения у детей со стертой дизартрией;
сравнить анализ особенностей, имеющихся нарушений.
В ходе констатирующего эксперимента нами было проведено обследование, включающее в себя задания:
по автоматизации и дифференциации звуков.
При стертой дизартрии отмечаются дефектные артикуляционные навыки и умения. Поэтому основополагающим в нашем экспериментальном исследовании является процесс формирования новых навыков и умений.
Учитывая особенности артикуляционной моторики детей с дизартрией, и опираясь на методики известных авторов, работавших по проблеме исследования (Е.Н. Винарская, Л.В Лопатина и Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Е.Ф. Соботович, Г.В. Гуровец и С.И. Маевская, М.Ф. Филичева, М.Е. Хватцев и др.) нами проводилась следующая работа.
Упражнения по автоматизации звуков мы начинали с уточнения произношения гласных, так как на их базе легче всего координировать работу всех частей артикуляционного аппарата и именно гласные дают лучшую разборчивость при произношении, чем согласные.
Просили ребенка произнести гласные в следующей последовательности [а, о, у, и, ы, э], добиваясь четкой артикуляции.
Уточнив артикуляцию гласных, научив детей активно работать губами при произнесении гласных звуков, мы переходили к автоматизации поставленного звука в следующей последовательности:
1 модуль. Отдельное произнесение: С…Г (С - согласный который автоматизируем, Г – гласный). Утрированно с интервалом артикулируются и длительно произносятся: "С – А, С – О, С – У, С – И, С -Ы".
2 модуль. Слитное произнесение СГ (С – согласный, Г- гласный). Прямой слог. Слитно и утрированно произносится поставленный звук в сочетании с гласными [а, о, у, и, ы, э].
3 модуль. Г…С (С - согласный, который автоматизируем, Г – гласный звук). Утрированно с интервалом артикулируются и длинно произносятся "А-С, О-С, У-С, И-С, Ы-С, Э-С".
4 модуль. Обратный слог. ГС слитно (С - автоматизируемый согласный звук, Г – гласный звук). Слитно и утрированно произносится гласный звук с поставленным согласным звуком. Варьируем упражнения, меняя не только силу голоса, но и акценты на отдельных слогах. Напоминают ребенку, что при произнесении гласных должны активно работать губы.
Автоматизация звука в обратных слогах ГС в сочетании с гласным [а]: в словах, содержащих обратный слог ГС с ударением и без ударения на нем; в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с обратным слогом ГС с ударением и без ударения на нем. И т.д. с следующими гласными звуками [о, у, и, ы, э].
5 модуль. Интервокальная позиция ГСГ. (Г – гласные, С – автоматизируемый звук). Утрированно артикулируются гласные и поставленный и автоматизируемый звук. Внимание обращаем на переключения артикуляции с гласного на согласный и вновь на гласный.
Новое о педагогике:
Факторы развития человека
Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окруж ...
Специфика средней ступени школьного обучения
В чем же состоит специфика средней ступени обучения? Какова динамика в развитии системы обучения иностранному языку на средней ступени? Между учащимися младшего подросткового возраста (10—11 лет) и подростками (12—15 лет) много общего, хот ...