Методика констатирующего эксперимента по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции

Новое в образовании » Система коррекционно-логопедической работы по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции у детей дошкольного возраста с дизартрией » Методика констатирующего эксперимента по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции

Страница 6

Вводимые символы гласных напоминают детям о необходимости активно работать губами, что и обеспечивает утрированность артикуляции и четкость произнесения звукосочетания. В данном упражнении это интервокальная позиция согласного – ГСГ.

В последующем автоматизировали это звукосочетание в словах, где С – любой автоматизируемый звук.

На звук [с] – ОСА, УСЫ, ОСИНА и др.

На звук [л] – УЛЫБКА, УЛИТКА и др.

На звук [р] – АРОМАТ, ОРУЖИЕ, УРАГАН и тд.

Затем включали отработанные звукосочетания в словосочетания, в предложениях, в спонтанную речь.

6 модуль. СГСN. (С – автоматизируемый звук, Г – гласный звук, СN – согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно). Утрированно артикулируются все звуки, входящие в структуру слога СГСN, среди которых могут быть и слова (например, СОМ, СОН, СУК и тд.). Внимание обращали на четкость артикуляционных движений при переключении с одной артикуляции на другую. Произнесение сопровождали пальцевыми движениями на иппликаторе (тренажере с игольчатой поверхностью).

Варианты звукосочетаний.

При проведении упражнений по автоматизации слога СГСN на иппликаторе добивались четкой артикуляции всех трех звуков в умеренном темпе и одновременно последовательно прижимали пальцы обеих рук к игольчатой поверхности иппликатора (тренажера).

Далее закрепляли звук в структуре слога СГС в словах. Например, автоматизируем звук [c] – САБЛЯ, СУМКА, СИГНАЛ и тд.; автоматизируем звук [ш] – ШУБА, ШАГНУЛ, ШУТКА и т.д.; автоматизируем звук [л] – ЛАВКА, ЛОДКА, ЛАМПА и т.д.

В ходе занятия уточняли значения слов, используемых при автоматизации. Используемые при автоматизации символы гласных (схема №1) напоминали ребенку о необходимости активно работать губами при произнесении гласных. Это способствовало формированию прочных кинестезий, обеспечивало четкость произнесения слогов.

7 модуль. СNГС. (СN – согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно; Г – гласный звук, С – автоматизируемый звук).

Утрированно артикулируются все звуки, входящие в структуру слога СNГС. Внимание обращали на четкость (утрированность) артикуляционных движений при произнесении всех звуков и при переключении с одной артикуляции на другую. Автоматизацию звука сопровождали пальцевыми движениями на иппликаторе (тренажере).

Варианты звукосочетаний.

При включении в автоматизацию пальцевых движений на иппликаторе четко артикулируют все три звука в умеренном темпе и одновременно последовательно поочередно прижимают пальцы обеих рук к игольчатой поверхности иппликатора.

Далее возможно закрепление звука в структуре слога СNГС в словах. Например, закрепляем звук [с] в словах БАСНЯ, ВОСТОК, ГОСТИ и тд.

В ходе занятия объясняли детям значение слов, которые включали в лексический материал.

8 модуль. ССNГ. Слог со стечением согласных.(С – автоматизируемый звук, СN – звук, который ребенок произносит правильно, Г – гласный звук).

Утрированно артикулируются все звуки, входящие в структуру слога ССNГ. Внимание ребенка обращали на четкий переход от одного звука к другому. Напоминали, об активной работе губ.

Варианты звукосочетаний со стечением согласных звуков.

При выполнении данного вида упражнений по автоматизации звука в структуре слога ССNГ включали пальцевые упражнения на иппликаторе. Одновременно с четким произнесением двух первых согласных звуков проводили нажимы пальцами на иппликаторе на гласные звуки. Представленную в приложении таблицу№9 можно использовать в двух вариантах. Первый вариант, когда последовательно отрабатываются слоги вертикального столбца (работают поочередно все пальцы), а второй вариант, (приложение, таблица №9б) когда отрабатываются слоги, расположенные по горизонтали. Во втором варианте к иппликатору прижимается какой-то один палец в зависимости от участия в нем гласного.

Далее можно закреплять продуктивные модули слогов структуры – ССNГ в словах, словосочетаниях, предложениях. Сначала использовали этот слог в начале слова, а затем и в середине слова.

Например при при закреплении звука [с]: СВОБОДА, СКАЛА, СНЫ и тд. При закреплении звука [ш]: ШВЫ, ШКАФЫ, ШКОЛА и тд.

9 модуль. СNСГ – слог со стечением согласных, где автоматизируемый звук С стоит в середине.

Требование утрированности артикуляции звуков сохраняется. Напоминали детям об активной работе губ при артикуляции гласных и согласных звуков. Использовали символы гласных, которые помогают ребенку не забывать об особенностях артикуляции гласных. Вариант слога CNСГ – трудный, так как автоматизируемый звук стоит в середине и ребенок должен успеть перестроится на правильную артикуляцию звука, который еще не устойчив и требует высокой степени самоконтроля. Поэтому мы показывали замедленную артикуляцию отдельных слогов. Начинали отрабатывать слоги конструкции СNСГ в замедленном темпе. Мы объясняли и показывали перед зеркалом, как меняется положение губ на каждый звук.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новое о педагогике:

Анализ типов характера в творчестве Л. Улицкой на школьных уроках литературы
Для решения центрального вопроса анализа типов характера в творчестве Л.Улицкой на уроках литературы обычно избирается проблемный подход. При этом под характером понимается «совокупность психических свойств, из которых складывается личност ...

Личностно ориентированное обучение географии и его перспективы в организации урока
Существенные изменения, происходящие в географическом образовании сегодня, предопределены естественным стремлением общества к развитию, к моделированию как основному инструменту познания и практической деятельности человека. В связи с нача ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru