Методика констатирующего эксперимента по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции

Новое в образовании » Система коррекционно-логопедической работы по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции у детей дошкольного возраста с дизартрией » Методика констатирующего эксперимента по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции

Страница 3

После тренировки на произнесение звукосочетаний можно перейти к автоматизации звука в словах, содержащих аналогичные звукосочетания.

Например, при автоматизации звука [с] рекомендуются слова: ОСВОИТЬ, УСВОИТЬ, УСЛЫШАТЬ и т.д. При автоматизации звука [р] рекомендуются слова: АРБУЗ, АРКА, ОРЛЫ, АРТИСТ и т.д.

Последующее закрепление звука в предложениях и спонтанной речи укладывается в классическую схему.

Дифференциацию же звуков проводили, так же по модулям и брали слоги и звукосочетания с оппозиционными звуками.

Экспериментальное исследование, проводимое нами в соответствии с методикой Е.Ф. Архиповой показало, что процесс формирования и закрепления правильного произношения звуков в словах протекает различно у детей с одинаковыми видами нарушения звукопроизношения. Прослеживается корреляционная зависимость между процессом перестройки звукопроизносительных рефлексов, автоматизацией и их уровнем общего развития речи. Исследование показало, что процесс восприятия и произношения отдельных звуков и простых слогосочетаний является в значительной степени более простым по сравнению с процессом формирования и закрепления правильного произношения слов, а следовательно, и восприятия различных звуков, входящих в слово, и правильного размещения их внутри слова. Таким образом, определяется важная роль фонематического слуха в процессе автоматизации и дифференциации звуков.

Формирующий эксперимент проводился на базе образовательного дошкольного учреждения – "Центр развития ребенка – Детский сад №60", в городе Раменское, Московской области.

В период с сентября 2009 по май 2010 года в данном эксперименте приняли участие 12 детей, воспитанники подготовительной логопедической группы, в возрасте от 6 до 7 лет. Они составили экспериментальную группу.

Цель формирующего эксперимента заключалась в том, чтобы проверить эффективность коррекционной работы по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции.

В ходе экспериментальной работы решались следующие задачи:

проверялось соответствие содержания предложенных заданий с возрастной особенностью участников эксперимента;

исследовался коррекционно-развивающий эффект, заложенный в предложенные задания.

Одним из приоритетных принципов, положенных в основу предлагаемой системы автоматизации звуков при стертой дизартрии, является принцип усиления артикуляционных кинестезий и проприоцептивных ощущений в органах речи.

Логопедическое воздействие также опиралось на специальные принципы:

1. Принцип системности. Речь представляет собой сложную функциональную систему, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии.

2. Этиопатогенетический принцип, который предполагает учет механизмов нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта.

3. Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития предполагает учет, той последовательности формирования психических функций, которая имеет место в онтогенезе. Таким образом, последовательность в работе над звуками определяется последовательностью их появления в онтогенезе.

4. Принцип развития (учет "зоны ближайшего развития", по Выготскому) предполагает постепенное усложнение заданий и лексического материала в процессе логопедической работы.

5. Принцип поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин ). Становление умственных действий – длительный процесс, который начинается с развернутых внешних операций с использованием вспомогательных материализованных средств опоры, а затем постепенно сокращается, автоматизируется, переводится в умственный план.

6. Принцип учета ведущей деятельности возраста. Игровая деятельность является важным процессом познания (Д.Б. Эльконин).

7. Принцип дифференцированного подхода предполагает учет этиологии, механизмов и симптоматики нарушений, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

В работе нами использовались следующие методы:

практические (тренировки, упражнения);

наглядные (графические схемы);

словесные (беседы, объяснения).

Проанализировав научно-методическую литературу по вопросу коррекции звукопроизношения, экспериментально проверим систему упражнений, направленных на автоматизацию звуков при стертой дизартрии, предложенную Е.Ф. Архиповой.

С целью усиления кинестезий использовались предложенные Т.В. Сорочинской оптимизирующие логопедическую работу приемы, включающие пальцевые движения на иппликаторе, имеющем игольчатую поверхность. В нашем случае использовались тренажеры – резиновые или пластмассовые коврики с игольчатой поверхностью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новое о педагогике:

Методы работы социального педагога с детьми группы риска
Метод – (от греч. – путь исследования или познания) – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В педагогике проблема разработк ...

Формы индивидуализации обучения
Учебный процесс в общеобразовательной школе обеспечен рядом дидактических форм, методов и средств. Организационно осуществить индивидуализацию учебной работы можно, используя на практике различные формы индивидуализации. Гладких В.И. выдел ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru