Например, при автоматизации звука [с] рекомендуются слова: ОСВОИТЬ, УСВОИТЬ, УСЛЫШАТЬ и тд. При автоматизации звука [р] рекомендуются слова: АРБУЗ, АРКА, ОРЛЫ, АРТИСТ и тд.
Последующее закрепление звука в предложениях и спонтанной речи укладывается в классическую схему. Дифференциацию же звуков предлагается проводить по модулям. В этом случае мы брали слоги и звукосочетания с оппозиционными звуками.
Последовательность дифференциации звуков.
1 модуль. С – Г.
Например, для дифференциации звуков [с] и [ш] предлагается, следующая схема.
Так же используется нами подключение пальцевых движений на тренажере. На звук [а] – прижимаются 1-е пальцы обеих рук, на звук [о] – 2-е пальцы, на звук [у] – 3-и пальцы, на звук [и] – 4-е пальцы, на звук [э] – вся ладонь.
2 модуль. СГ.
Например, для дифференциации звуков [с] и [ш] можно использовать схему .
Затем дифференцировали звуки в словах простой слоговой конструкции, в предложениях. Постепенно в словосочетаниях звуки дифференцировали в словах более сложной слоговой структуры.
3 модуль. Г - С. Это изолированное произнесение гласного и согласного.
Например, если дифференцируем звуки [с] и [ш] предлагается следующая схема.
Использовали подключение пальцевых движений тренажере. Напоминать о четкой артикуляции и активной работе губ.
4 модуль. ГС.
Например, дифференцируем [с] и [ш] предлагая для этого следующую схему, предусматривающую пальцевые движения на тренажере.
Затем дифференцировали звуки в словах разной слоговой структуры, в словосочетаниях, предложениях.
5 модуль. ГСГ – интервокальная позиция.
Для дифференциации звуков [с] и [ш] в звукосочетаниях интервокальной конструкции предлагаются пары звукосочетаний.
В первом варианте гласный, стоящий на первом месте в звукосочетании, остается неизменным.
АСА – АША ОСА - ОША
АСО – АШО ОСО - ОШО
АСУ – АШУ ОСУ - ОШУ
АСИ – АШИ ОСИ - ОШИ
АСЫ – АШИ ОСЫ - ОШИ
АСЭ – АШЭ ОСЭ – ОШЭ и т.п.
Во втором варианте меняется первый гласный звук в структуре звукосочетания ГСГ.
АСА – АША АСО – АШО
ОСА –ОША АСО – ОШО
УСА – УША УСО – УШО
ИСА – ИША ИСО – ИШО
ЫСА – ЫША ИСО – ИШО
ЭСА – ЭША ЭСО – ЭШО и т.п.
6 модуль. СГСN.
Для дифференциации звуков [с] и [ш] предлагаются следующие пары слогов:
САБ – ШАБ САВ – ШАВ и т.д.
СОБ – ШОБ СОВ – ШОВ
СУБ – ШУБ СУВ – ШУВ
СИБ – ШИБ СИВ – ШИВ
СЫБ – ШИБ СЫВ - ШИВ
В конце каждого звукосочетания стоит звук, который ребенок произносит правильно – СN.
Далее рекомендуется дифференцировать звуки в словах, словосочетаниях, предложениях, насыщенных звуками, которые дифференцируем.
7 модуль. CNГС.
Для дифференциации звуков, например, [с] и [ш] можно предложить следующую схему. В конструкции звукосочетаний СNГС на первом месте стоит сохранный звук, а на втором месте – дифференцируемый звук.
БАС –БАШ ВАС – ВАШ и т.д. со звуками:
БОС – БОШ ВОС – ВОШ г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х,
БУС – БУШ ВУС – ВУШ ц, ч, ш, щ на первом месте.
БИС – БИШ ВИС – ВИШ
БЫС – БЫШ ВЫС – ВЫШ
БЭС – БЭШ ВЭС – ВЭШ
Далее дифференцировали по классической схеме в словах, словосочетаниях, предложениях и т.д.
8 модуль. ССNГ.
В конструкции звукосочетания ССNГ на первом месте стоит звук, который дифференцируется с оппозиционными. Например, для дифференциации звуков [с] и [ш] предлагается следующая схема.
СБА – ШБА СВА – ШВА
СБО – ШБО СВО –ШВО и т.д. со звуками:
СБУ – ШБУ СВУ – ШВУ г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х,
СБИ – ШБИ СВИ – ШВИ ц, ч, ш, щ в середине звукосочетания.
СБЫ – ШБЫ СВЫ – ШВИ
СБЭ – ШБЭ СВЭ - ШВЭ
Далее проводилась дифференцировка в словах, в словосочетаниях, включающих отработанные звукосочетания конструкции ССNГ.
9 модуль. ССNГ. В этой конструкции звукосочетания дифференцируемый звук стоит в середине.
Для дифференциации, например, звуков [с] и [ш] можно рекомендовать следующую схему.
БСА - БША ВСА –ВША
БСО БШО ВСО – ВШО и т.д. со звуками:
БСУ – БШУ ВСУ – ВШУ г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф,
БСИ – БШИ ВСИ – ВШИ х, ц, ч, ш, щ на первом месте в звукосочетаниях.
БСЫ – БШИ ВСЫ – ВШИ
БСЭ – БШЭ ВСЭ – ВШЭ
Далее по классической методике проводили дифференцировку двух оппозиционных звуков в словах, словосочетаниях, предложениях, содержащие конструкции звукосочетаний СNСГ.
10 модуль. ГСNС.
В конструкции ГСNС дифференцируемый звук стоит в конце звукосочетания. Для дифференциаций, например, звуков [с] и [ш] предлагается следующая схема.
АБС – АБШ АВС – АВШ
ОБС – ОБШ ОВС – ОВШ и т.д. со звуками:
Новое о педагогике:
Методика применения ролевой игры и роль преподавателя в развитии игровой
деятельности учащихся профессионального училища
Роль преподавателя – руководителя игры в профессиональном училище очень велика. Он разрабатывает сценарий игры, разрабатывает все различные ситуации и их решения, взаимоувязывает их между собой и конкретными примерами, организовывает игру ...
Характеристика детей группы риска
Один из самых распространенных терминов, которым пользуются специалисты в области профилактики каких-либо заболеваний и состояний (врачи, педагоги, психологи, специалисты по социальной работе) – это термин «группа риска». Дети «группы риск ...