Таким образом, можно сделать вывод, что для детей старшей группы в дошкольном учреждении созданы все условия для формирования культуры общения. Остаётся только найти эффективный метод, при котором реализация данной проблемы будет проходить наиболее успешно. Метод группового ролево-игрового проектирования по всем параметрам подходит для этого, так как дети в игровой форме обыгрывают реальные ситуации, используя те же нормы и правила общения и поведения, что и в окружающей социальной обстановке.
Так как на данный момент разработанной методики диагностирования уровня сформированности навыков культурного общения не существует, поэтому автором совершенно обоснованно выбраны игровые задания в следующей последовательности:
- обследование умений ребёнка понимать значение эмоций, поз, мимики, жестов персонажей сюжетных картинок, умение имитировать действия с любимыми игрушками;
- обследование умений ребёнка применять вербальные и невербальные средства общения в игровых ситуациях;
- обследование словарного запаса вежливых слов, умения пользоваться правилами речевого этикета;
- обследование культурных навыков общения в реальной обстановке.
Алгоритм проведения диагностики
1. Подобрать иллюстрированную книгу В. Осеевой «Волшебное слово», семейные фотографии, карточки с изображением различных эмоций, сюжетные картинки «Мальчик ударил девочку», «Тётя злая и добрая», «Девочка уступила место старушке».
2. Индивидуально побеседовать по картинкам .
3. Провести этюд.
4. Понаблюдать за общением детей в сюжетно-ролевой игре «Путешествие».
5. Провести занятие «Культурный человек».
6. Провести экскурсию в музей с поездкой в транспорте.
7. Оценить ответы, высказывания и поведение детей в соответствии с критериями .
8. Составить диагностические итоговые таблицы.
Перечень диагностических заданий
I. Обследование умений ребёнка понимать значение эмоций, поз, мимики, жестов персонажей сюжетных картинок, умение имитировать действия с любимыми игрушками
1. Д/и «Угадай эмоцию, выраженную мимикой»
Цель: выяснить знания детей о мимике, эмоциях.
Материал: карточки с изображением различных эмоций (грусти, отвращения, заинтересованности, злости, удивления, удовольствия, гордости и др.).
2. Д/и «Оживи картинку»
Цель: выявить умения детей воспринимать и использовать жестовую речь.
Задание: детям предлагалось показать с помощью жестов такие движения как, «отдай», «не покажу», «прислушиваться», «тонкий», «толстый».
3. Этюды: «Примерка новой шапки», «Использование пылесоса», «Меня хвалят».
Цель: выявит умение правильно вести себя, используя неречевые средства общения.
4. Д/и «Расскажи и покажи, какими жестами люди используют на картинках»
Цель: выявить умение определять значение жестов на картинках
II. Обследование умения ребёнка применять вербальные и невербальные средства общения в игровых ситуациях
1. С/р игра «Путешествие»
Цель: провести наблюдение за навыками культурного общения в игровой ситуации, установить, как часто дети используют при общении различные жесты, вежливые слова; исследовать словарный запас вежливых слов.
Материал: постройка автобуса из детских стульчиков, «билеты», фуражка для водителя, шапочка для кондуктора.
2. Рассматривание иллюстраций к книге В. Осеевой «Волшебное слово», с последующей беседой
Цель: выявить знания детей о значении вежливых слов для культурного общения.
Материал: иллюстрированная книга В. Осеевой «Волшебное слово».
Вопросы: Почему мальчик оказался в такой ситуации, что ему все отказывали в просьбе?, Что неправильно сделал мальчик?, Что заставило брата, сестру и бабушку всё – таки выполнить просьбу мальчика?, Какие это слова? Перечислите их.
3. Занятие – тест «Культурный человек»
Цель: выявить знания детей о том, что входит в понятие культурный человек, умеют ли дети применять правила речевого этикета, характеризовать культурного человека; узнавать культурного человека по его поступкам и манере общения.
Материал: аудиозапись песни «Если добрый ты» (муз Пляцковского, сл. Савельева;), видеозапись мультфильма «Кот Леопольд»; загадки.
III. Обследование культурных навыков общения в реальной окружающей обстановке
1. Экскурсия в музей с поездкой детей в трамвае
Цель: понаблюдать за умением детей вести себя в окружающей обстановке, определить уровень культурного поведения, знание правил речевого этикета, умение общаться со знакомыми и незнакомыми людьми.
Умение пользоваться правилами речевого этикета диагностировалось в процессе наблюдения и проведения II и III разделов диагностики.
Для определения уровней сформированности навыков общения детей старшего дошкольного возраста частично использовались критерии оценки, рекомендованные Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (раздел «Ребёнок входит в мир социальных отношений», пункт «Ребёнок и взрослые», «Ребёнок и сверстники», «Отношение ребёнка к самому себе»).
Новое о педагогике:
Место эстетического воспитания в системе национального воспитания
Государственная национальная программа „Освіта” („Україна ХХІ століття”) так определяет главную цель национального воспитания: „обретение молодыми поколениями социального опыта, наследования духовных достояний украинского народа, достижени ...
Направления профессионального совершенствования педагогов
В качестве основных направлений профессионального совершенствования педагогов определим: - систематическое изучение каждого воспитанника на всех этапах его жизни, сознание необходимости постоянного обращения к современному комплексу знаний ...