Высокий уровень – 25%;
Средний уровень – 42%;
Низкий уровень – 33%.
Результаты констатирующего эксперимента контрольной группы:
Высокий уровень – 2 ребёнка;
Средний уровень – 6 детей;
Низкий уровень – 4 ребёнка.
В процентном отношении это составляет:
Высокий уровень – 17%;
Средний уровень – 50%;
Низкий уровень – 33%.
По результатам констатирующего эксперимента была построена дальнейшая работа по формированию навыков культуры общения с помощью проекта.
Проект состоит из четырёх блоков:
- неречевые средства общения;
- в мире вежливых слов;
- культура и мы;
- общение в дружбе.
Первый блок направлен на развитие у детей у детей осознанного проявления своих чувств и понимание чужих эмоций, знакомство с формами и средствами передачи различных эмоциональных состояний и приобщение к культуре проявления своих чувств.
В этом блоке присутствуют: занятия; подвижные игры, дидактические игры; различные этюды; чтение стихотворений; рисование различных масок, эмоциональных состояний героев стихотворения и сказок.
Второй блок нацелен на изучение, установленных культурными нормами, речевых оборотов, применяемых в различных ситуациях. Сюда вошли: занятия, составление словаря вежливых слов; анализ различных жизненных ситуаций; наклеивание вежливых слов на картинках с ситуациями в утренний и вечерний отрезок времени; чтение художественной литературы; заучивание и инсценирование стихотворений, анализ пословиц и поговорок.
Третий блок включает в себя мероприятия, направленные на воспитание культурного общения и поведения в общественных местах, расширение и употребление речевого этикета, и применение своих знаний в реальной жизни. Этот блок богат не только занятиями, но и объяснением поговорок; анализом различных стихов; обыгрыванием этюдов, стихов; сюжетно-ролевыми играми; экскурсиями; решениями различных жизненных ситуаций и обыгрывание их с куклами.
Четвёртый блок решает задачи, касающиеся общения детей со своими сверстниками. Все виды деятельности формируют представления детей о дружбе, честности, справедливости, уважении друг к другу. В этом помогают: анализ поведенческих реакций детей в группе; чтение сказок; анализ педагогических ситуаций; анализ поступков героев сказок и рассказов, сравнение этих поступков; рассматривание сюжетных картинок с проблемными ситуациями.
культура дошкольник речевой игровой
Примерный проект воспитания у старших дошкольников культуры общения
№ п/п |
Название блока |
Тема занятий и других мероприятий. |
Программные задачи |
Словарь |
Дидактический, литературно-художественный материал |
Методические указания. |
Ситуации |
I. |
Неречевые средства общения. |
1. «Я ли не удалец, я ли не молодец». |
1. Познакомить детей с несловесными средствами общения. 2. Показать детям, что мимика и жесты помогают полнее выразить мысль. а иногда они способны заменить собою целые слова. |
Жесты, мимика, пантомима, радость, грусть, удивление, страх. |
Рассказ Чуковского «Цыплёнок», иллюстрации к рассказу. Г. Юдин «Нелетающий зонт», мимическая гимнастика. Д/игра «Тень». Стих. К. Чуковского «Черепаха». Стих. Э. Машковской «Кислые стихи». Стих. В. Берестова «Дракон». |
Определить вместе с детьми жесты, мимику, помогающие понять содержание стихотворений «Черепаха» К. Чуковского, «Кислые стихи» Э. Машковской, «Дракон» В.Берестова. |
Детям предлагаются различные рисунки. На каких рисунках – символах художник передал радость, удивление, грусть, страх. можно ли без слов пожалеть человека, заставить улыбнуться, оскорбить… |
2.»Театр масок». |
1. Развивать эмоциональный мир ребёнка через освоение языка эмоций». 2. Продолжать развивать способность их понимать и осознавать свои и чужие эмоции, правильно выражать их и полноценно переживать, перевоплощаясь. 3. Учить детей сравнивать, сопоставлять признаки, характерные черты того или иного эмоционального состояния. |
Эмоция, чувства, состояние, удовольство, удовлетворение. Нахмуриться, улыбнуться, прищуриться. Сияющие глаза, радостный смех, злое выражение лица. |
Предметные картинки с изображением эмоций: радость, смех, испуг, удовлетворение. Игра «Снятие страхов». |
1. Провести игру «Нарисуй свой страх». 2. Провести игру «Дорисуй эмоцию». |
Игра - беседа «Разговор с игрушками по душам». - Почему кукла такая грустная, весёлая, довольная? - Что можно сделать для этой куклы, чтобы она засмеялась, обрадовалась? | ||
3. « Веселье и унынье». |
1. Учить детей культуре чувств, способам их выражения и умение замечать эмоциональное состояние другого человека. 2. Воспитывать у детей внимательное отношение к другому человеку и способность «читать эмоции» и соответственно реагировать на них. 3. Учить детей вслушиваться в интонацию говорящего, определять по интонации душевное состояние говорящего. 4. Формировать умение взбодрить другого человека. |
Пословица: не всё ненастье, проглянет и солнышко красно. Веселье, унынье, грусть, тоска, печаль. |
Стих. Д. Хармса «Весёлый старичок». Д/игра «Какой он?». Магнитофонная запись голосов |
1. Игра «Хорошо-плохо»; Все улыбаются – это хорошо, а если вы унылые? . 2. Прочитать стих. В. Погоревского «Унылый и весёлый». 3. Дети по голосу (магнитофонная запись) определяют какой человек: добрый или сердитый, ласковый или грубый… |
Откуда берутся слёзы? Плакать – это всегда плохо? отчего вы грустите и что вас радует? | ||
4. «Путешествие в страну эмоций и чувств». |
1. Учить распознавать эмоциональное состояние людей по выражению лица, жестам, мимике, действиям. 2. Закрепить первоначальное представление об основных человеческих эмоциях: радости, удовольствии, удивлении, страхе, испуге. 3. Продолжать развивать чувство эмпатии: сочувствия, содействия, жалости, доброжелательности. 4. Совершенствовать поведенческий и речевой этикет на эмоциональной основе. |
Радость, удивление, страх, испуг, веселье, сочувствие, сопереживание, жалость. Воспитанный, вежливый, безразличный. |
Предметные и сюжетные картинки с изображением различных состояний людей. Запись музыки, шкатулка, ширмы, уголки страха, испуга, радости; незнакомец. |
1. Поможем незнакомцу или нет? 2. Нужно ли дарить незнакомцу эмоцию страха и испуга? |
К вам подошёл незнакомый человек с просьбой. Как вы поступите? | ||
5. «У природы нет плохой погоды». |
1. Познакомить детей с разными средствами и формами передачи эмоциональных состояний (музыка, живопись). 2. Показать способность различных природных явлений вызывать различные эмоциональные состояния. |
Гроза-угроза; дождь - слёзы; туман-печаль; солнце - сиять; стихия - бушевать. Грусть, пора, весна - красна, зимушка-зима, лето - весёлая пора. |
Музыкальная запись П.И. Чайковского «Времена года». Репродукции картин пейзажистов: Шишкина, Левитана и др. Подбор стихов о временах года. |
1. Рассматривание картин. 2. Прослушивание музыкальных произведений. 3. Д/и «Нарисуй настроение». | |||
6. Этюд «Оживи картинку». |
1. Показать детям возможность изображать любую картинку с помощью неречевых средств общения. 2. Приучать детей пользоваться при общении разнообразными жестами, мимикой, позами. |
Картинки с изображением пейзажей, сюжетные картинки «Мама расстроена…», «К нам пришли гости», «Мы едем в трамвае» и др. |
1. Рассмотреть картинку. 2. Дать задание: изобразить без слов содержание картинки. 3. Другие дети оценивают достоверность выполнения задания. | ||||
7. Этюд «Мальчик и девочка подружились». |
1. Закрепить умение изобразить ситуацию с помощью неречевых средств общения так, чтобы она была понятна для окружающих людей. 2. Расширить количество жестов, поз, мимических движений при изображении ситуации. |
Игра-соревнование «Кто лучше и правдоподобнее исполнит этюд», атрибуты: фуражка, косынка и др. |
1. Деление детей по парам. 2. Дать задание для всех пар. 3. Изображение этюда всеми парами. 4. Сравнение и оценка выполнения задания . | ||||
8. П/и «Что мы видели не скажем, а что делали - покажем». |
1. Закрепить умение детей без затруднений подбирать необходимые неречевые средства общения в любых ситуациях. 2. Изображать ситуацию таким образом, чтобы она была понятна без применения словесных высказываний. |
1. Деление детей на подгруппы. 2. Дети договариваются, какую ситуацию они будут изображать. 3. Одна подгруппа выполняет задание, другая подгруппа – отгадывает. 4. Выигрывает та подгруппа детей, которая правильнее изображает ситуацию и их выполнение заданий быстрее отгадывается детьми другой подгруппы. | |||||
9. Игровое домашнее задание «Нарисуй маску». |
1. Продолжать развивать эмоциональный мир ребёнка через освоение «языка эмоций». 2. Закрепить умение выражать различные эмоциональные состояния через художественные средства выразительности. |
Радость, испуг, горе, удивление, обида, недоумение. |
А.Н. Толстой «Приключения Буратино». |
1. Рассматривание иллюстраций с изображением героев театра Карабаса-Барабаса из сказки «Золотой ключик или приключения Буратино». 2. Д/и «Изобрази маску». 3. Рисование масок для театра пантомимы. | |||
2. |
В мире вежливых слов. |
1.»Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться ». |
1. Раскрыть этимологическое, социокультурное значение слова – «здравствуй». 2. Выработать устойчивое эмоционально-положительное отношение к приветствиям в разной речевой форме. 3. Добиться понимания последствий соблюдения или нарушения формы приветствия для других людей. 4. Закрепить у детей полученные знания в различных игровых и повседневных ситуациях. |
Приветствия: -Доброе утро! - Добрый день! - Добрый вечер! - Доброго здоровья! - Рада вас видеть; - Я по Вас соскучилась; - Мир Вашему дому; - Привет; Пожелать здоровья, проявить внимание и др. |
Набор сюжетных картинок с изображением приветствия людей в разные века. Стихотворения: В. Кривошеев «Доброе утро»; А.Яшин «Добрые слова». |
1. Выучить с детьми стихи. 2. Прочитать стих. В. Солоухина «Имя у тебя одно». 3. Выучить пальчиковую гимнастику «Мальчик - пальчик». 4. сказка на фланелеграфе: «Маша заблудилась» |
Встретились два друга… Если кто-то не поздоровался, значит… В группу вошёл незнакомый человек… Как ты поступишь? По пути в музыкальный зал вам встретился воспитатель по физкультуре… Как ты поступишь? |
2. Имя у тебя одно, навсегда оно дано… |
1. Закреплять форму знакомства и умения обращаться друг к другу по именам, употребляя уменьшительно-ласкательную форму. 2. Показать формы знакомства с людьми разного возраста. 3. Вызвать негативное отношение к кличкам, прозвищам и грубым формам обращения. |
- Разрешите с Вами познакомиться, представиться; - Рад с Вами познакомиться; - Очень приятно; - Позвольте, прозвище, кличка, знакомство. |
Игрушка – попугай, глобус, часы. Рассказ М. Пляцковского «Эй-ты». Стих. В.Солоухина «Имя у тебя одно». Дразнилки. |
1. Выучить стих. В Солоухина «Имя у тебя одно». 2. Разучить пальчиковую гимнастику «Этот пальчик…» 3. Рассказать детям об истории и значении имён. 4. Предложить родителям рассказать об истории имени ребёнка. |
Как бы ты назвал свою дочку, сына? . | ||
3.У русских по отчеству принято звать. |
1. Дать представление об особенностях обращения ко взрослым в разных странах. 2. учить образовывать и называть форму отчества. 3. Воспитывать любовь и уважение к старшим. |
Отчество, предки, род, традиция,, Америка, Англия, мисс, миссис, сэр, синьор, синьора, синьорита, товарищь. |
Карта, фотографии родителей. |
1.Провести игру «Образуй отчество от имени». 2. Упражнять детей в правильном обращении ко взрослым, своим родителям. |
Тебя послали в соседнюю группу попросить корм для рыбок. Как ты обратишься к воспитателю? | ||
4. Путешествие в Спасибоград. |
1. Упражнять в проявлении вежливости и приветливости к сверстникам и взрослым; выражать благодарность в разных речевых формах; соблюдать правила поведения в транспорте. 2. Воспитывать чувство деликатности, такта, чуткости. |
Деликатность, чуткость, такт, тактичность, отзывчивость., приветливость, уважительность,, грубость, недоброжелательность, неприветливо, жестоко, чёрство. |
Иллюстрации сюжетных картинок с нравственными поступками. Игрушки: Мальвина, Буратино, ширма, пейджер. Стихи: В. Орлов «Вежливый хвост». Э. Гельдман «Муравей и сороконожка». А. Казанцев «Встреча». |
1. Провести развивающую игру «Вежливо - невежливо» (по типу хорошо-плохо). 2. Выучить стих. С. Маршака «Ежели вы вежливы». |
Что ты ответишь на оказанную тебе услугу? | ||
5. Счастливого пути! |
1. Познакомить с разными формами прощания и способами применения их в различных ситуациях. 2. Закрепить формы приветствия. 3. Закрепить представление детей о видах транспорта и правилах поведения в городском транспорте. |
Прощание: - До свидания! - Прощай! - До скорой встречи! - Счастливого пути! - Доброй дороги! - Удачной поездки! - Счастливого возвращения! |
Сюжетные картинки из серии В.В.Гербовой; набор предметных картинок с изображением разных видов транспорта; игрушка Незнайка; стихи И. Токмаковой «Счастливого пути». |
1. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие». 2. Выучить стих. И. Токмаковой «Счастливого пути» 3. Прочитать стих. Э. Машковской «Вежливое слово». |
К тебе приехал друг из другого города… Твои родственники решили отдохнуть на курорте. Ты поехал на вокзал провожать их… | ||
6.Я приду к тебе в гости. |
1. Познакомить детей с качествами, присущими хозяину (хозяйке) дома. 2. Учить подбирать синонимы. Характеризующие слово «гостеприимство». |
Хозяйка, хозяин, гость, гостеприимство. Принимать гостей, радоваться, ликовать. Приветливый, приятный, гостеприимный, щедрый, тактичный. |
Звонок, фартук, жилет, платок, стих. О. Григорьев «Гостеприимство». |
1.Ввести в сюжетно-ролевую игру эпизод с гостеприимным хозяином. 2. Инсцинировка стихотворения О. Григорьева «Гостеприимство». |
Приём невоспитанного гостя. Оля пришла в гости. Пройдя в комнату она стала ходить по ней, рассматривать вещи, трогать их руками. Правильно ли вела себя Оля? Как нужно вести себя в гостях?. | ||
7. У меня зазвонил телефон… |
1. Углублять знания детей о правилах речевого этикета во время телефонного разговора на основе схем-моделей. 2. Упражнять детей в употреблении глагола «звонить» с соблюдением правильного ударения. 3. Воспитывать выдержку, умение считаться с желанием других. |
- Алло! Квартира Ивановых? - Вы располагаете временем? - Извините за беспокойство. - Коротко буду говорить. - Можно Вас побеспокоить? Оторвать от дел, звонит. |
Два телефонных аппарата, схемы-модели. Стих. А. Барто «Почему телефон занят?» Игра «Испорченный телефон». |
1. Напомнить детям содержание стих. К.И. Чуковского «Телефон» 2. Раскрасить одного из героев стихотворения по желанию детей и научить его правильно и вежливо разговаривать по телефону. |
Аня звонит Марине. Ей хочется поделиться радостью – ей купили Барби. Трубку взяла мама. Она сказала, что Марина моет собаке лапы после прогулки. Как поступит Аня? | ||
8. Телефон весь день звонит… |
1. Упрочивать умение вести разговор по телефону. 2.Учить отвечать на заданный вопрос; формулировать просьбу; пригласить к телефону 3-е лицо; передать просьбу отсутствующему адресату. |
Приятный собеседник. - Рад Вас слышать; - Приятно с Вами побеседовать; - Я Вас слушаю! - Ясно, что я могу передать? |
Рассказ Н. Носова «Телефон». Усложнённые добавленные схемы-модели. |
1. Прочитать рассказ Н. Носова «Телефон». 2. Предложить детям чтение по ролям стихотворения К.И. Чуковского «Телефон» |
Юля осталась одна дома. Ей скучно, она решила позвонить своей подружке из соседнего подъезда и пригласить её прийти к ней поиграть. Трубку взяла мама. Как должна вести разговор Юля? А если человек так и не придумал бы телефон? Кто оборвал телефонную трубку? | ||
9. Слово лечит, слово ранит. |
1. Познакомить детей с тем, что слово (речь) является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей. 2. Показать роль интонации и её влияние на общение людей. |
Пословицы: - Ласковым словом и камень растопишь; - Доброе слово дом построит, а злое слово – дом разрушит; Заботливая, нежная, преданная, чуткая. - Доброе слово лечит, а злое калечит; - От худого слова – да навек ссора; - Худое слово и сладким мёдом не запьёшь. |
Куклы: Петрушка, Буратино. Стихотворение Э. Машковской «Петрушка». Отрывок из сказки А. Толстого «Приключения Буратино или Золотой ключик» (сцена со сверчком). Стихотворение А. Барто «Наша Таня громко плачет…» Рассказ В. Осеевой «Кто наказал его» |
1. Прочитать детям стих. О. Шибаева «Дядя Саша огорчён» 2. Спросить детей о том, как они понимают пословицы. |
Два мальчика поссорились. Помири их. Твой друг обижен на тебя Извинись перед ним и попробуй помириться. | ||
10. Составление «Словаря добрых слов». |
1. Закрепить вежливые и ласковые слова, речевые выражения, усвоенные на предыдущих занятиях. |
См. выше. |
Кукольный театр. |
1. Игровая ситуация с волчонком. 2. Составление словаря для волчонка. 3. Инсцинировка «Как волчонок стал вежливым». | |||
11. Д/и «Азбука вежливости» |
Упражнять детей в употреблении вежливых слов в подходящий момент. |
Флажки, карта вежливых слов. |
У детей карта с изображением различных ситуаций. Дети идут по схеме и выставляют флажки с вежливыми словами. | ||||
12. Д/и «Чем порадовать маму» |
Углубить чувство привязанности и любви к самому близкому человеку – маме. |
Любимая, ласковая, дорогая, милая. |
Карта, игровое поле, которого разделено на секции с различными сюжетными картинками и соответствующими речевыми оборотами. Карточки с вежливыми словами. |
1. Игровая ситуация «Сегодня праздник 8 марта. Чем порадовать маму?». 2. Накладывание карточек с ласковыми словами на соответствующие клеточки игрового поля. | |||
13. Беседа по проблемной ситуации «Слушай, понимай, быстро исправляй». |
1. Учить анализировать недостатки в общении. 2. Предлагать свои варианты знакомства. |
Воспитатель предлагает детям проблемные ситуации, дети исправляют ошибки. | |||||
14. Игра «Испорченный телефон» |
Закрепит называние вежливых слов по телефону |
- я Вас слушаю; - приятно Вас слышать; - что я могу передать; - позвоните, пожалуйста, попозже; - извините, я Вас не отвлекаю? и др. |
Два телефона. |
Разговор двоих: воспитателя и ребёнка. Воспитатель умышленно допускает ошибки при разговоре, а ребёнок должен их исправить. | |||
15.Домашнее задание: за выходные дни внимательно наблюдать за происходящим вокруг и рассказать, что дети увидели плохого и что хорошего в обращении людей друг с другом. | |||||||
3. |
Культура и мы. |
1. Что такое культура общения. |
1. Дать детям понятие «культурный человек», чем он отличается от других людей. 2. Закрепить умение употреблять при общении вежливые слова. 3. На конкретных примерах показать правила поведения в общественных местах. |
-Здравствуйте! - Пожалуйста; - Дай мне пройти пожалуйста; Или - Позволь мне, пожалуйста, пройти; - Проходи, пожалуйста; - Будьте любезны, помогите мне, пожалуйста, найти дорогу к дому! |
Кукла Маша, фланелеграф, плоскостные фигурки зверей. |
1. Рассказ воспитателя о том, кто такой культурный человек. 2. Объяснение поговорки «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость в общении». 3. Драматизация сказки «Маша заблудилась».(на фланелеграфе). |
Вы приехали в другой город. Как вы доберётесь до нужной вам улицы? |
2. Что такое хорошо и что такое плохо. |
1. Проверить усвоенные детьми нормы этикета. 2. Продолжать воспитывать навыки культурного сдержанного разговора, умение выслушивать партнёра. |
Этике, этикетная норма, такт, комплимент. Одобрить, ухаживать, быть внимательным. |
«Сказка об Этикете» А.И. Шемшурина (Этическая грамматика). Столовые принадлежности для сервировки стола. |
1. Прочитать и проанализировать стих. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». 2. Обыграть этюд « Мы принимаем гостей». |
Оля и мама зашли в магазин. Очередь была большая, им пришлось долго стоять. Оля устала и стала капризничать. Как бы ты поступил на её месте? На остановке Таня увидела человека с обезображенным лицом. Она подошла к нему близко и стала рассматривать. Правильно ли поступила Таня7 | ||
3. Ежели вы вежливы. |
1. Проверить в предлагаемых ситуациях освоения норм общения. 2. Расширять словарь ребёнка, формируя его представление о вежливости, воспитанности. |
Вежливость, воспитанность, умеренность, тактичность, чуткость. |
Сюжетные картинки с различными ситуациями. Стих. С. Маршака «Если вы вежливы». Игра «Вежливо - невежливо». |
1. Повторить с детьми правила вежливости и вежливые слова. 2. Прочитать стихотворение С. Маршака «Если вы вежливы». 3. Поиграть в игру «Вежливо - невежливо». |
Два незнакомых ребёнка встречаются у качелей. Оба хотят покачаться. Что надо сделать этим детям, чтобы каждый смог покататься и они не поссорились? Несколько детей играют во дворе. Присоединись к ним. | ||
4. Я - пассажир. |
1. Учить детей оценивать поступки людей, видеть неправильное, безкультурное поведение. 2. Закрепить правила вежливого обращения пассажиров транспорта. |
- Извините, не следующей остановке выходите? - Садитесь, пожалуйста; - Вас не затруднит… - Позвольте пройти; - Место свободное? Вежливый, внимательный. |
Стих. Е. Карганова «В автобусе»; Рассказ «Коля очень спешил…» Игра «Пассажиры в трамвае». |
1. Чтение стих. Е. Карганова «В автобусе». 2. Чтение и анализ рассказа воспитателя «Коля очень спешил…» 3. Игра «Пассажиры в трамвае». |
Вы очень устали. В трамвае нашли свободное место и сели. На следующей остановке вошла старушка. Как вы поступите? | ||
5. Мы идём с тобой в театр. |
1. Учить соблюдать нормы поведения в общественных местах. 2. Познакомить с нормами общения в гардеробе, зрительном зале, во время спектакля, в антракте. |
- Поговорим в антракте; -Позвольте пройти; - Разрешите купить программу; - Ваше место в партере; - Я Вас не побеспокою? Театр, апплодисменты, гардероб, поведение, представление, спектакль, апплодировать. |
Сюжетные картинки с изображением проблемных ситуаций. Стих. А. Кушнер «Не шумите!». |
1. Повторить с детьми правила поведения в театре. 2. Обыгрывание для кукол правила поведения и общения в театре (куклы – зрители). 3. Чтение стих. А. Кушнер «Не шумите!». |
Дима и Петя пришли в кукольный театр. Во время представления они громко смеялись и обсуждали спектакль. Правильно ли вели себя мальчики. | ||
6. С/р игра «Путешествие» |
1. Закрепить нормы культурного поведения и общения в игровой ситуации. 2. Применять правила речевого этикета. |
- Простите, пожалуйста; - Проходите дальше; - Садитесь, пожалуйста; - Позвольте пройти; - Уступите, пожалуйста и др. |
Постройка из стульчиков «Трамвай», сделанные детьми «билеты», нагрудный передник для водителя трамвая, сумка для кондуктора, куклы, детские сумочки и др. |
1. Постройка из стульчиков трамвая. 2. Распределение ролей. 3. Закрепление правил поведения и общения в общественном транспорте. 4. Обыгрывание сюжета. | |||
7.С/р игра «Парикмахерская». |
1. Совершенствовать навыки культурного общения . 2. Расширять словарный запас вежливого и культурного обращения с незнакомыми людьми. |
- Доброе утро, день, вечер; - Какую желаете сделать причёску, стрижку; - будьте добры, наклоните голову; - Подушиться желаете? и др. |
Зеркало, предметы гигиены: расчёска, ножницы, различные флаконы с шампунями, лаками, гелями и т.д. |
1. Анализ ситуации в парикмахерской: мужчина пришёл в парикмахерскую не в настроении: не поздоровался, что- то невнятно пробурчал по поводу модели стрижки. В итоге ему стрижка не понравилась и он нагрубил парикмахеру. 2. Закрепление речевых оборотов. 3. Распределение ролей. 4. Обыгрывание сюжета. | |||
8. Экскурсия «Поездка в театр на трамвае. |
1. Закрепить умение применять свои знания и умения о культуре поведения и общения в реальных ситуациях. 2. Совершенствовать речевой этикет при поездке на трамвае и в театре. 3. Воспитывать умение вести себя скромно, не стесняться, с незнакомыми людьми быть вежливыми и приветливыми. |
См. выше. |
1. Беседа о театре. 2. Закрепление правил поведения и общения в театре и в общественном транспорте. 3. Экскурсия. | ||||
9. Домашнее задание: рассказать родителям о поездке в театр. | |||||||
4. |
Общение в дружбе. |
1. Честное слово. |
1. Учить детей выполнять обещания, сдерживать своё слово. 2. Разъяснить детям, что не нужно обещать, не обдумав, можно ли выполнить то, что обещаешь. Не обещай того, что не собираешься выполнить. |
Пословица: не давши слова – крепись, а давши – держись. Помогу, помогу, а пришло – не могу! Обещание. Держать слово, уважать себя, гордиться собой. |
В. Пантелеев «Честное слово». Иллюстрации к рассказу. |
1. Провести игру «Сочиним историю». 2. Повторить правила честности, выучить правило честности: «Пообещал – выполни». 3. Рассматривание иллюстраций к рассказу В. Пантелеева «Честное слово». |
Вспомнить ту ситуацию, когда вы не выполнили своего обещания. Как вы себя чувствовали при этом? |
2. Летающая собака. |
1. Продолжать формировать у детей представление о честности, о честном человеке. 2. Тренировать детей в назывании признаков нравственного понятия «честность». 3. Научить детей формулировать просьбу о прощении. |
Простить, прощать, раскаяться, чистосердечно признаться, нанести обиду. |
В. Медведев «Летающая собака». Иллюстрации к рассказу. |
1. Прочитать рассказ «Летающая собака» В. Медведева, сопровождая рассматриванием иллюстраций. 2. Беседа по содержанию рассказа. 3. Формулирование различных просьб о прощении. |
Воспитатель заходит в группу, держа в руках игрушку (дети видят её в первый раз). «Ребята, чья это игрушка лежала в приёмной?» Реакция детей. | ||
3. Дежурная чашка. |
1. Учить детей признаваться в своей неправоте, не оговаривать своих друзей, сверстников, стараясь свалить вину на них. 2. Учить детей исправлять несправедливость, если она допущена. |
- Извините, я был неправ; - Вы правы; - Я исправлюсь; Поступок, оговор, неправота, неправое дело. |
Педагогическая ситуация «Разбитая чашка». Игра «Эхо». Русская народная сказка «Хаврошечка». |
1. Рассказывание сказки «Хаврошечка». 2. Анализ педагогической ситуации «Разбитая чашка». 3. Игра «Эхо». |
Ребята играли в прятки и Серёжа уже 30 минут как «водит». Мальчики стали дразнить Серёжу: «Ты смотри отводись, а то будешь «неотвожа». Совсем стало обидно Серёже. Но вдруг к нему подошла Марина и предложила подменить его. «Это не справедливо, - закричали ребята, - ты нарушаешь правила игры». Как ты считаешь? | ||
4.Мама - слово святое. |
1. Формировать у детей потребность быть опорой и помощником для мамы. 2. Учить детей делать маме комплименты. 3. Предлагать помощь добровольно, проявлять инициативу и самостоятельность. |
Пословица: при солнышке тепло, при матери – добро. Помощь, помощник, лентяй, безразличный, каменное сердце, холодное, чёрствое сердце. |
Ненецкая сказка «Кукушка». Иллюстрации к сказке. Татарская народная сказка «Три дочери». |
1. Прочитать детям татарскую народную сказку «Три дочери». 2. Сравнить поступки героев сказок «Кукушка» и «Три дочери». |
Предложить детям задание: дать телеграмму матери и сыновьям с советами, с оценкой поступков из сказки «Кукушка». | ||
5. Д/и «Нечаянно и нарочно». |
1. Учить детей различать умышленные и неумышленные поступки. 2. Вырабатывать привычку извиняться за причинённое неудобство 3. Показать детям, что значит быть хорошим на словах и на деле. |
- Извините; - Простите, я нечаянно; Признать свою ошибку, извиниться, вредный, обиженный, драчливый, задиристый, нарочно, умышленно, нечаянно, злонамеренно. |
Серия сюжетных картинок с различными проблемными ситуациями. |
1. Рассматривание сюжетных картинок с проблемными ситуациями. 2. Анализ поведенческих реакций детей в группе. |
Предложить детям рассказать, как они выходят из самых различных конфликтных ситуаций. | ||
6. Н/п игра «Не забывай о товарищах». |
1.Формировать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам. |
Сюжетные картинки с изображением проблемных ситуаций. |
1. Рассматривание картинок. 2. Исправление ошибок. | ||||
7. Прослушивание пластинок, аудиозаписей с песнями о дружбе. |
Вызвать у детей положительное эмоциональное состояние от песен. |
Песни: «Если с другом вышел в путь…»; «Улыбка»; «Дружба крепкая не сломается…» и др. Рассказ Е. Пермяка «Самое страшное». |
1. Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное». 2. Прослушивание песен о дружбе. | ||||
8. Составление «Правил поведения в дружбе». |
1. Закрепить с детьми правила и нормы поведения и общения со своими сверстниками. |
-поделись игрушками с товарищем; - разговаривай вежливо и приветливо с товарищем; - не ссориться! - уступай друг другу! и т.д. |
Проблемные ситуации, лист бумаги, фломастеры, рамочка. |
1. Воспитатель рассказывает ситуацию, а дети определяют правило. 2. Оформление этих правил в рамку. | |||
9 Домашнее задание: найти пословицы о дружбе. | |||||||
5. |
Итоговое мероприятие. |
Вечер развлечения «Урок вежливости». |
1.Дать возможность детям переживать хорошее как радость, испытывать неприязнь к плохому. 3. Обратить внимание детей на то, что добрые чувства, отношения вызывают уважение, дружбу, любовь. 3. Вызвать желание чаще совершать хорошие поступки, относиться к людям с уважением. |
Большая карта вежливых слов; флажки разного цвета (каждый цвет обозначает вежливые слова разных категорий); Атрибуты к сценкам; песни о дружбе; стихи; этюды, декорации леса и города, костюм феи, петушка, птички и др. |
Новое о педагогике:
Формирование
эффективных экономических отношений в школьном и профессиональном образовании
В ходе модернизации образования, рассматриваемого как приоритетная отрасль национальной экономики, государство будет последовательно наращивать его финансовую поддержку до необходимой потребности. Важными элементами формирования эффективны ...
Рекомендации по разработке и проведению урока математики в
рамках проблемного обучения
Мастерство учителя проявляется больше всего в организации проблемных ситуаций. При проблемном обучении учитель остается руководителем учебного процесса, но выходит из не всегда благодарной роли человека сообщающего знания в традиционной шк ...