Дидактические игры включаются в урок с учетом постепенного усложнения содержания обучения грамоте. Их необходимо строго регламентировать, чтобы сохранить все структурные элементы (обучающая задача, игровое действие, правила игры). Очень важно, чтобы игра не только методически правильно проводилась, но и не потеряла свойственный ей развлекательный и эмоциональный характер.
Игры, как правило, включаются в уроки, но могут проводиться и в группе продленного дня.
Знакомство первоклассников с основными языковыми понятиями начинается с ознакомления с предложением и его словесным составом. Дети, как правило, уже знакомы со словом слово. Для закрепления знаний, полученных в дошкольных учреждениях, можно провести игру "Соберем слова в коробку". На партах у детей по 5-6 фишек. Учитель предлагает "собрать" в коробку разные слова. Для этого, говорит он, нужно вспомнить какое-нибудь слово, например цветок, и положить в коробку фишку. Дети называют свои слова и "кладут" их в коробку, с которой педагог ходит между рядами. Похвалив ребят за то, что они назвали много разных слов, он выбирает наиболее яркие по звучанию ("звонкие" — звонок, зеркало, "тихие" — мышка, шишка, "громкие" — гром, помидор) и предлагает вслушаться в их звучание.
Игра "Вспомним разные слова". Дети становятся в круг и по очереди называют соседу какое-нибудь слово, одновременно передавая ему любой предмет (пирамидку, эстафетную палочку и т. п.). Повторять уже названные слова нельзя. Кто не смог быстро вспомнить слово или повторил уже названное, выходит из круга. Побеждает тот, кто остался в круге. Постепенно игра усложняется. Дети должны называть не любые слова, а только те, которыми называются определенные предметы, действия, признаки. Например, учитель говорит, что для первоклассников купили новые краски. Ребята называют цвета, которые они знают.
Чтобы закрепить представления учащихся о слове, учитель включает этот термин в формулировки различных заданий.
В результате у детей формируется понимание того, что они используют в своей речи слова.
Подобным образом преподаватели знакомят детей с азами согласных и гласных звуков и букв; со слоговым составом слова, анализом слов, производят обучение детей чтению; обогащают и активизируют словари детей.
Приведем еще пример обучающих игр для использования на уроках русского языка.
Игра «Какие бывают слова»
Есть сладкое слово — конфета,
Есть быстрое слово — ракета,
Есть кислое слово — лимон,
Есть слово с окошком — вагон,
Есть книжное слово — страница,
Есть слово лесное — синица,
Есть слово пушистое — снег,
Есть слово веселое — смех.
М. Пляцковский.
О твердом камне Говорит
И слово твердое: ГРАНИТ.
А для вещей,
Что мягче всех,
Слова помягче:
Пух, мох, мех.
А. Барто.
Дети по просьбе учителя вспоминают и называют "сладкие", "горькие", "кислые", "колючие", "мокрые", "страшные" и т. д. слова. Их также можно "собирать" в коробку.
Математика
При обучении детей математике основное внимание следует уделять не столько на накопление ими определенного объема знаний, сколько на вооружение детей на доступном им уровне способами умственной деятельности, на развитие мышления, навыков учебного труда, воспитание потребности в труде.
Игра является незаменимым инструментом обучения. В игре у детей отпадает необходимость заставлять себя что-то делать, слушать, запоминать, вычислять и т. д. Поэтому именно игра должна стать ведущим методом обучения, ведущим видом деятельности детей этого возраста, переходным этапом к учебной деятельности.
Ценность игрового метода обучения в том, что в игровой деятельности образовательная, развивающая и воспитывающая функции обучения действуют не обособленно, а в органическом единстве. Игра является носителем всех функций этого процесса: побуждает, обучает, организует, развивает определенные познавательные способности, воспитывает личность и ее коллективистские качества.
Новое о педагогике:
Характеристика детей группы риска
Один из самых распространенных терминов, которым пользуются специалисты в области профилактики каких-либо заболеваний и состояний (врачи, педагоги, психологи, специалисты по социальной работе) – это термин «группа риска». Дети «группы риск ...
Религиозное воспитание в философско-педагогическом творчестве И. Канта
В последние десятилетия в связи с переходом к личностно ориентированной парадигме образования в нашей стране возрос интерес к научным исследованиям в области философии педагогики и, что еще более важно, к философской педагогике. В основе п ...