На уроках изобразительного искусства в начальных классах значительное место отводится сюжетно-ролевой игре, в процессе которой разворачиваются педагогически направленные ролевые диалоги детей по поводу искусства. Сюжетно-ролевые игры широко используются при изготовлении масок и декораций (уроки по темам «Создание маски-шапочки для новогоднего праздника» и др.).
Однако наиболее широко на уроках изобразительного искусства используются дидактические игры, которые, являясь занимательными по форме, позволяют решать учебные цели и задачи конкретного урока. Используются также отдельные элементы дидактической игры – игровая ситуация, игровой прием, игровое упражнение. Основное методическое требование к дидактическим играм и упражнениям: их содержание должно быть согласовано с последующей изобразительной деятельностью учащихся и соответствовать учебным задачам урока.
Музыка
Для музыкального развития детей младшего школьного возраста особое значение имеет организация музыкальной деятельности в игровой форме.
Идеи применения музыкальных игр в образовательном процессе отражены в исследованиях О. Апраксиной, Н. Ветлугиной, К. Тарасовой, Н. Школяр и др. Традиционно педагоги применяют музыкально-дидактические игры, направленные на ознакомление с отдельным понятием и формированием специального навыка музыкального исполнения.
Сюжетные музыкально-дидактические игры – новое педагогическое средство, способствующее интеграции музыкальной исполнительской и творческой деятельности детей, моделированию урока музыки, внеклассных и кружковых занятий в игровой форме, побуждению младших школьников к самостоятельному музыкальному творчеству.
Сюжетные музыкально-дидактические игры могут применяться:
■ перед объяснением темы урока.
Это способствует созданию игровых проблемных ситуаций, самостоятельному нахождению их решений одним ребенком или мини-группой, активизации музыкально-творческой деятельности учащихся;
■ после раскрытия темы урока, что дает возможность:
ребенку осознать понятия, закрепить их и проявить в игровой музыкальной исполнительской и творческой деятельности;
педагогу выявить уровень усвоения материала каждым школьником и оказать ученикам помощь;
■ на итоговом уроке по данной теме, что помогает дифференцированно оценить достижения детей (усвоение знаний, музыкальное исполнение, музыкальное творчество) относительно особенностей их деятельности:
а) действует самостоятельно;
б) действует с помощью педагога;
■ на уроках разного типа: урок-концерт, урок-спектакль, урок-мини-опера и т.д.
Данные сюжетные музыкально-дидактические игры используются на уроках не только начальной школы, но и вплоть до VII-VIII класса.
Заканчивая данный раздел, стоит сделать вывод о том, что Ученик должен испытывать радость от умственного труда, радость от процесса познания, которую доставляет решение учебных задач. Но для этого он сначала должен захотеть решать их. Вот тут незаменимым помощником и выступает игра.
Отдельным абзацем следует выделить игры, которые используются в педагогическом процессе. Они служат для разных целей: коммутативная, интеллектуальная игры и другие требующие внимания и смекалку учащихся.
Коммутативная игра
«Интервью». У каждого участника по очереди все желающие берут интервью. Вопросы могут быть самыми разнообразными, но конечно конкретные. Каждому задаётся 5-7 вопросов. Отвечать можно с любой степенью откровенности.
«Разведка». Игра происходит в форме диалога между участниками. В диалоге могут принимать участия сколько угодно пар одновременно. Каждый из участников получает записку – задание, в соответствии с которым каждый должен что-нибудь выяснить у напарника (например, где он был летом). Диалог следует вести так, чтобы напарник не узнал содержание задания. При этом за 5 минут, которые длиться диалог, надо постараться «разведать» что за задание у собеседника. По окончании диалога ведущий задаёт каждой стороне вопрос: «Что стремился выяснить ваш партнёр?». Тот, чьё задание разгадано, считается проигравшим.
Новое о педагогике:
Опытно – экспериментальная работа и ее результаты
Технологии использования элементов проектной методики в системе учебных и внеучебных занятий по модулю «Средства массовой информации» для студентов 2 курса ТЭФ, Государственного технического университета г. Комсомольск-на-Амуре: В результа ...
Гуманизация в процессе
обучения физике
Важнейшей задачей обучения в школе, особенно в педвузе, является формирование гармонично развитой личности с навыками ассоциативного мышления, умеющей чувствовать многообразие жизни (физической, социальной, духовной) и способной представит ...