На рисунке 8а изображена схема такой машины, а на рисунке 86 — таблица, иллюстрирующая ее работу.
В реальном учебном процессе преобладают репродуктивные виды деятельности, которые требуют от учащихся исполнительских и воспроизводящих действий, необходимых для приобретения и закрепления знаний. Однако преобладание этих видов деятельности часто приводит к скованности детского мышления, к стремлению учеников мыслить по готовым схемам. Учащиеся начальных классов почти не владеют оценочными действиями, зачастую не умеют анализировать правильность полученного результата, не могут опровергнуть ложное суждение. Это происходит потому, что в преподавании обучение контролирующим и оценочным действиям либо вообще отсутствует, либо занимает недостаточное место, хотя именно в такой деятельности закладываются основы одного из важнейших качеств мышления – критичности. Учителя почти всегда предлагают детям задания, в которых нет ошибок, а это вырабатывает у школьников чрезмерное доверие ко всем сообщениям, указаниям, заданиям.
Анализировать, обнаруживать ошибки нужно обучать детей постепенно, в определенной последовательности. Сначала следует научить определять суждение, в котором есть ошибки, затем подбирать аргументы для опровержения и наконец развернуть и последовательно построить опровержение.
С помощью серии игр «Помоги Незнайке» можно успешно формировать у младших школьников оценочные и контролирующие действия, анализировать правильность полученного результата, рассуждать и доказывать. Содержание игр этой серии составляют задания тестового характера.
Данные игры используются двух видов: простые на карточках и более сложные – текстовые.
При обсуждении текстовых заданий естественно возникает задача проверки, обоснования выбора ответа, что готовит школьников к восприятию доказательства. Таким образом, использование в обучении заданий текстового характера позволяет увеличить интенсивность умственной деятельности детей, познакомить их с простейшими логическими понятиями, поставить перед ними задачу обоснованности выводов.
Похожим образом в учебный процесс включаются игровые обучающие задачи, ознакамливающие детей с геометрическим материалом, с понятиями системы координат и координатами конкретных объектов, с активизацией вычислительных навыков детей.
Во время игр на уроках математики поведение детей должно быть свободным и раскованным, поэтому на некоторых этапах урока возможен определенный деловой шум. Игру необязательно проводить так, чтобы ученики сидели за партами. Во время игры дети могут находиться у доски, уютно устраиваться на ковре и т.д.
Физическая культура и здоровье
В физическом воспитании детей игровой метод используется в двух видах: как игровые упражнения и как подвижные игры.
Игровые упражнения — это физические упражнения, выполнение которых подчинено закономерностям техники определенного двигательного действия. Упражнения в игровой форме применяются для повышения эмоционального фона занятий, для поддержания интереса к обучению.
Подвижные игры — самый популярный у детей вид физических упражнений. Они способствуют эмоциональному самовыражению ребенка. Процесс игры всегда связан с новыми двигательными действиями, с удовлетворением естественной потребности в общении. Игровыми средствами в подвижной игре выступают основные движения: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание.
При подборе подвижных игр нужно учитывать не только интересы детей, но и возрастные особенности их физического и психического развития.
Приведем несколько примеров подвижных игр.
Например, игра 1: «У ребят порядок строгий»
Дидактическая задача: учить строиться в шеренгу
Ход игры: дети по одному спокойно ходят в разных направлениях по залу и говорят: "У ребят порядок строгий, знают все свои места; ну, трубите веселее: тра-та-та, тра-та-та!". После этих слов учитель, вытягивая правую или левую руку в сторону, командует: "Становись в шеренгу!". Ученики должны быстро построиться в шеренгу по направлению, указанному учителем, и подравняться по носкам.
Новое о педагогике:
Характеристика государственного образования в России начало IХ конец ХХ века
Начало XIX в. стало временем проведения крупных реформ в образовании. В 1802 г. создано Министерство народного просвещения, которое приступило к разработке реформы образования в России. В 1804 г. опубликован «Устав учебных заведений, подв ...
Ведущая педагогическая идея
Системное применение различных форм коллективного способа обучения в образовательном процессе на I ступени общего среднего образования позволяет не только воспитывать коллективизм, коммуникабельность и инициативность, но и активно формируе ...