2) задания, направляющие работу ученика с учебным материалом. Здесь использовалась нами работа с дополнительной литературой. Материал для самостоятельной проработки давался учащимся из различных письменных источников, в которых материал представлен в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Как правило, такие задания предлагались учащимся, которые проявляют особый интерес к биологии и хотят получить как можно больше дополнительной информации. Так на уроке, тема которого "Цветок" были заранее даны задания подготовить легенды и загадки, и был дан список литературы, откуда можно взять нужную информацию (приложение 1).
Так, например Ушков Иван подготовил следующие загадки про цветы: на зеленом шнурочке белые цветочки; белая корзинка – золотое донце, в ней лежит росинка и сверкает солнце и др.
На уроке, тема которого "Перекрестное опыление насекомыми" было дано задание: подобрать стихотворения и отрывки из произведений великих писателей об опылении.
Все учащиеся выполняли данное задание, даже те ученики, которые раньше не хотели ничем заниматься. Так, например, Иванов Федор подобрал следующий отрывок из стихотворения:
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года,
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса.
Как будто пухом зеленеют
Пчела за далью полевой
Летит из кельи восковой
А.С. Пушкин.
Также к этому типу заданий относятся наблюдения. Объектами наблюдения были различные органы растений и явления природы, задания были разной степени сложности. От простого описания наблюдаемого объекта до заданий, требующих от учащихся творческого подхода.
Пример такого задания описан в уроке: "Цветок". Было дано задание провести наблюдение за развитием цветков обоеполых, однополых, однодомных и двудомных растений (приложение 1).
Это задание было дано на дом двум ученикам: один ученик посильнее, другой послабее, для того чтобы ученика, который послабее заинтересовать, привлечь к данному предмету, чтобы он проявил свои способности, творчество, высказал свое мнение, так как при работе в небольшой группе, в данном случае вдвоем он не стесняясь может высказать свои предположения. Кроме того, нами использовались задания творческого характера. Они предполагали самостоятельную творческую деятельность учащихся в решении поставленной проблемы относительно различных ситуаций.
Такими заданиями являются: ответы на проблемные вопросы, составление вопросов по прочитанному, приведение примеров на рассматриваемый теоретический вопрос, сочинения, на основе увиденного и прочитанного.
Например, в теме "Перекрестное опыление насекомыми" был следующий проблемный вопрос: как происходит опыление у растений, которые зацветают, лишь только сойдет снег, когда насекомых еще мало? Учащиеся давали различные варианты ответов: сначала растения зацветают, а только потом появляются листья, чтобы привлечь насекомых; имеют яркую окраску, растут на высоких стебельках; имеют приятный запах, все эти знания они получили из повседневных наблюдений летом дети приводили, примеры таких растений, то есть была интересная беседа, в которой дети не боялись высказать свои мысли. Некоторые задания проблемного характера выполнялись группами, это связано с тем, что в малой группе учащийся находится в более благоприятных, чем при фронтальной работе всем классом, условиях в отношении возможности действовать в соответствии со своей индивидуальностью. В беседе внутри малой группы он может высказывать свое мнение, активнее участвовать в решении учебных задач в соответствии со своими интересами и способностями. После каждого урока с индивидуализированными заданиями, нами проводились проверочные работы.
Проверочная работа по теме "Цветок".
I задания невысокого уровня сложности (в белых конвертах)
Задание №1
Что такое цветок?
Задание №2
Какая часть цветка не является составной частью пестика
а) рыльце
б) тычинка
в) столбик
г) завязь
Задание №3
Какие цветки называются обоеполыми?
Задание №4
Что относится к главным частям цветка:
а) тычинка и венчик
б) тычинка и пестик
в) пестик и венчик
г) завязь и рыльце
II задания среднего уровня сложности (в синих конвертах)
Задание №1
Чем отличается двойной околоцветник от простого. Приведите примеры растений с двойным и простым околоцветником.
Новое о педагогике:
Основные направления и условия успешного развития речи младших школьников
Целью обучения развития речи является совершенствование у детей основных видов речевой деятельности. Для достижения поставленной цели необходима кропотливая работа. Все обучение речи можно представить в виде двух взаимосвязанных напралений ...
Творчество Л. Улицкой
Появление первых произведений писательницы не обратило на себя особого внимания официальной российской критики. Это, на наш взгляд, из-за того, что написанные рассказы, отклонённые «толстыми журналами», были опубликованы лишь в ряде ежедне ...