В понимании младших школьников эталон мужественности содержит справедливость, доброту, волю, целеустремленность, сильную позицию в жизни (внешнюю или внутреннюю), изобретательность и юмор. Эталон женственности несет в себе красоту (внутреннюю и внешнюю), доброту и милосердие, чуткость и заботу о других, жизненную мудрость и находчивость. Эталон представляет собой сплав субъективного и объективного, конкретного и всеобщего.
Рассмотрим вопрос о содержании интонационных эталонов, представленных в музыкальном искусстве.
«Интонационная форма в музыкально-языковой плоскости - это энциклопедия человеческих и жизненных проявление», - пишет В.В. Медушевский. Интонация как обобщенное понятие охватывает «собой многомерные знаки и собственно голосовой природы, и опирающиеся на жест», движение, пластику тела («немые интонации» по Б.В. Асафьеву), и звукоизображения (интонации ветра, ручья, шелеста леса). «Опорой в интонационной организации может быть только смысл, проросший в тело и считываемый правым полушарием», - продолжает разворачивать истоки интонационного восприятия В.В. Медушевский. - «Эта привязанность звука к нашему телу, впитавшему в себя безграничную мудрость жизни, и образует то, что мы называем интонационным опытом. Источник интонационного словаря смыслов - в самой жизни, а музыка встраивается в этот опыт, упорядочивая и осмысляя его, бесконечно раздвигая его горизонты».
«Интонационное выявление человека есть сверхуплотнение биологической и социально-культурной информации», - утверждает В.В. Медушевский. Интонационный словарь может формироваться по типам информации о себе как уникальном существе; о группе, которой принадлежит индивид ( родо-племенной, национальной); о возрасте, темпераменте характера; о физических - психических процессах и состояниях человека («в диапазоне от сумеречных бредовых состояний до ослепительной ясности мысли, сладкой истомой, волевой собранности, нежности, свирепой упоенности силой»); о ситуативной реакции персонажа (характер реплики персонажа: умоляющий, ироничный, отказывающийся, удивленный, безразличный); о половой принадлежности человека, как биологической основы музыкальной интонации. «Сколько разных женщин в томе сонат Моцарта!»- восклицает В.В. Медушевский, - «Там представлены все средства женского обаяния: и журчащий смех, и ласка, игривые отвлечения и возвраты нежности! В каждой эпохе и нации свои воплощения женского и мужского начала».
Поскольку интонация и фабула являются основными категориями интонационной формы, В.В. Медушевский пишет об - интонационно-фабульном словаре. Фабула как «движение содержания» воплощается « во множестве параллельно и последовательно развертывающихся интонаций».
Следуя значению слова «фабула», интонационный словарь представляется не только как взаимосвязь всех интонаций - смыслов жизни и художественной культуры, выстроенных в системные ряды, но и как своеобразного банка «вечных» персонажей, сюжетов, образов, хранящих эталоны женственности и мужественности.
Данное исследование предлагает вариант решения педагогической проблемы взаимосвязи сформированнрости эталонов мужественности - женственности с развитием интонационного восприятия младших школьников.
Резюмируя вышеизложенное, подчеркнем, что на всех этапах формирования личности наблюдаются половые различия в развитии полового самосознания девочек и мальчиков, что может объясняться культурными традициями, предъявляющими разные требования и разные социальные ожидания в отношении девочек и мальчиков.
Проблема выявления и объяснения половых различий имеет два аспекта и исходит из традиционной дихотомии мужского и женского начал, соответствующих им социальных стереотипов.
В теории полового дипсихизма (В. А. Геодакяна) женственность и мужественность сопоставляются как:
· наследственность и изменчивость;
· долговременная и оперативная память вида;
· консерватизм и вариативность.
Теория построена на отношениях взаимодействия и взаимодополняемости мужского и женского начал.
Педагогический аспект проблемы связан с осознанием себя как представителя определенного пола, т. е. с развитием полового самосознания младшего школьника.) с формированием “внутренней позиции личности», связанной с выбором ценностных ориентаций. Наиболее существенными чертами формирования ценностных ориентаций младших школьников является эгоистическая направленность стремления к самоутверждению мальчиков и девочек; поисковый характер ориентаций мальчиков, адаптивный - девочек; нерегламентированность общения с окружающими мальчиков и предпочтение организованной взрослыми сферы девочками.
Новое о педагогике:
Факторы, ускоряющие и ограничивающие развитие утомления в условиях мышечной
деятельности
Утомление возникает как следствие работы. Однако при некоторых условиях динамическая мышечная работа может совершаться длительное время без признаков утомления. Такими условиями являются: оптимальный ритм и темп работы, оптимальная вели ...
Формы, методы, приёмы реализации здорового образа жизни в школе
Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достиж ...