Лекционный материал к спецкуруу по теме: «Педагогический аспект концепции полового дипсихизма»

Новое в образовании » Социально-педагогические аспекты дифференцированного воспитания девочек и мальчиков » Лекционный материал к спецкуруу по теме: «Педагогический аспект концепции полового дипсихизма»

Страница 3

Затем долгое время педагогика была «бесполой». В 70-е - 80-е годы наметился сдвиг в разработке вопросов, связанных с изучением половых особенностей мальчиков и девочек.

Онтогенетические этапы становления полового самосознания отражены в работах Л.И. Божович, И.С. Кон, А.И. Крылова, В.В. Столина, И.И. Чеснокова, С.Л. Рубинштейна и другие. Наибольшее количество работ относится к дошкольному возрасту. Развитие полового самосознания предполагает формирование представлений о внешних признаках половой принадлежности (Д.Р. Чамата, А.И. Белкин). Образцами для подражания преимущественно выступают взрослые, особенно родители (М.И. Лисина, В.С. Мухина, А.Я. Варга и другие); персонажи детских книг, сказок (Н.Н. Авдеева, Т.П. Гаврилова). В отношениях «ребенок - взрослый» формируется мнение о себе как представителе определенного пола (Дж. Мид, Л. Беньямин, А. Харрис).

«Структура высших психических функций - «слепок» коллективных отношений, и перенесение внутрь внешних социальных отношений между людьми является основой построения личности».

Система ценностей, проявленная поведением взрослых, интернализуется личностью в результате воздействия на нее, с одной стороны, объективных условий существования семьи, с другой стороны, непосредственного социального окружения.

И в том, и в другом случае воздействие имеет характер взаимодействия, поскольку внешние влияния на индивида преломляются через «совокупность его внутренних условий» (С.Л. Рубинштейн), взрослые члены семьи выполняют функцию носителей социальных норм. Сверстники выполняют функцию «соучастников» усвоения нормативов (В.С. Мухина).

Половое самосознание в своем развитии проходит ряд стадий от понимания своей половой принадлежности до осознания себя как личности определенного пола.

Причем, осознание себя и сверстников как представителей определенного пола опирается на те эталоны мужественности и женственности, которые сформированы к данному моменту; осознание себя как личности мужского пола происходит у юношей в большей степени в ориентации на оценку представителей своего пола и жизненный статус в своей группе; у девушек - противоположного пола.

Мальчики высоко оценивают традиционные женские и мужские качества - доверчивость, заботливость, нежность, уступчивость; волю, смелость, силу, самообладание.

Девочки выше оценивают общечеловеческие качества - великодушие, надежность, ответственность, обнаруживая тенденцию к нивелировке половозрастных качеств

В процессе становления полового самосознания младших школьников среди других компонентов образования половой аспект отступает на второй план. Этому способствуют, по-видимому, единые требования к мальчикам и девочкам как к ученикам. Успехи или неудачи в учебной деятельности и соответственный статус среди сверстников определяет содержание образования и самооценку личности. (Л.И. Божович, А.В. Захарова, А.И. Липкина, Е.И. Савонько).

Но именно 3. Фрейд классифицировал мощный бессознательный пласт человеческой психики, тот скрытый психологический материал, вытесненный из сознания и определяющий ход действий, поступков человека и его восприятие явлений и предметов. Бессознательное стало рассматриваться источником, вокруг которого структурируются остальные составляющие человеческой психики.

Фрейд ввел новое измерение в философию, «вывернув наизнанку сознание»; обнажив скрытые стороны бытия человека. Он обратился к внутренним стимулам, под воздействием которых приходят в движение все психические процессы, и подтвердил роль потенциала пола личности в творческой деятельности психически нормального человека и культурных достижений человечества

На самом деле, школьники младших классов - прекрасная «лакмусовая бумажка» глубоко спрятанных, но функционирующих глубин подсознания. По сути, только второклассники являются устойчивой «как бы» «бесполой» возрастной группой, У 6-7-леток сильна разобщенность девочек и мальчиков (Т.А. Репина), вызванная различной направленностью интересов. А третьеклассники уже подвержены обособлению младших подростков по причине акселерации. Далее для подросткового возраста характерна разобщенность и «поляризация полов» (Я. Коломинский), половой диморфизм (А.А. Али-Заде); предпочтение сверстников своего пола, половая дифференциация поведения (И.С. Кон). И только старшеклассники активно включают в свой круг общения представителей противоположного пола; открывают свой внутренний мир, выясняют личностно значимые вопросы в целях самосознания и самоутверждения (И.С. Кон, А.В. Мудрик).

«Внутренняя позиция личности» (по определению Л.И. Божович) может быть параметром установки личности по отношению к представителям своего (противоположного) пола, является тем отношением ребенка, которое сложилось у него под воздействием внешних требований, его мотивов и возможностей к занимаемому ребенком в настоящее время месту в реальной жизни и к тому статусу, который он хочет занимать в дальнейшем.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое о педагогике:

Сущность понятий социально и педагогически запущенный ребенок
Социально-педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я». Это состояни ...

Мониторинг качества предметной обученности
В разных видах человеческой деятельности издавна применяется наблюдение, как особый способ познания, основанный на относительно длительном, целенаправленном и планомерном восприятии предметов и явлений окружающей действительности. Блестящи ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru