Классификационная характеристика
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: прагматическая.
По основному фактору развития: психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + развивающая.
По ориентации на личностные структуры: информационно-операционная (ЗУН + СУД).
По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная.
По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп.
По организационным формам: классно-урочная, индивидуально-дифференцированная.
По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.
По преобладающему методу: развивающая + саморазвивающая.
По направлению модернизации: альтернативная.
По категории обучающихся: массовая.
Акцент целей
• Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка. « Максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъектный) опыт ребенка.
• Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.
Гипотезы
• Ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является, как носитель субъектного опыта.
• Ученье есть не прямая производная от обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый, а потому очень действенный источник развития.
• «Вектор развития» строится от ученика к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его развитию.
• Ученик ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта и развития на его основе.
Особенности содержания
Технология личностно ориентированного обучения представляет сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, и ученья, как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка. Ее содержание, методы, приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной (познавательной) деятельности.
В образовательном процессе выделены основные сферы человеческой деятельности (наука, искусство, ремесло); обоснованы требования к тому, как ими овладевать, описывать и учитывать личностные особенности (тип и характер интеллекта, уровень его развития и т.п.).
Определяя сферы человеческой деятельности, выделяется их психологическое содержание, выявляются индивидуальные особенности интеллекта, степень его адекватности (неадекватности) определенному виду деятельности.
Для каждого ученика составляется образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками. Программа должна быть гибко приспособлена к возможностям ученика, динамике его развития под влиянием обучения.
Особенности методики
Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.
Новое о педагогике:
Педагогическая концепция Л.Н. Толстого
Л. Н. Толстой старался раскрыть закономерности образовательно-воспитательного процесса, определить характер педагогики как науки. Осуждая буржуазную педагогику с ее догмами, Лев Николаевич предлагал учителям смело становиться на путь экспе ...
Использование зрительных опор на уроках французского языка
Работа с картинкой, представляющая собой как бы «свернутую информацию» является одним из самых действенных способов активного усвоения учащимися речевого материала. Это всегда ситуация, в связи с которой требуется выбор языковых средств, и ...