• учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
• изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;
• в ходе обучения необходимо постоянно согласовывать опыт ученика с научным содержанием задаваемых знаний;
• активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
• учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;
• необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
• при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;
• необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;
• образовательный материал должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности.
Позиция учителя:
• инициирование субъектного опыта учения;
• развитие индивидуальности каждого ребенка;
признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека.
Позиция ученица:
• свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса;
• самопознание, самоопределение, самореализация.
Личностно ориентированное образование, на наш взгляд, явление не случайное, так как такая модель образования была обусловлена педагогическими, психологическими и социальными условиями современной жизни. К ним можно отнести:
1. Высокий уровень квалификации и профессионализм стали важными факторами социальной защищенности работников.
2. Массовое возникновение малых и средних предприятий различных форм собственности, а также индивидуальной трудовой деятельности привели к изменению структуры и видов занятости населения.
3. Общее образование является фактором (основой) для получения профессионального образования и повышения конкурентоспособности работника на рынке труда.
4. Динамизм современных производственных технологий, новые образцы профессиональной деятельности, занятости, сокращение длительности трудовых контрактов, вероятность безработицы обусловили необходимость подготовки личности школьника нового типа, способной легко адаптироваться к изменяющемуся миру профессий.
На современном этапе образования широко применяются термины «самоуправление», «саморазвитие» и «собственная активность», что свидетельствует об утверждении личностно ориентированных технологий обучения. Их объединяет то, что субъект сам инициирует и организует процесс своего учения. При этом возрастает гуманистическая ценность самоопределения в обучении, в ходе решения осмысленных прикладных задач. Появились термины «самонаправляемое учение», «саморегулируемое учение».
Новое о педагогике:
Профессиональный опыт
Изучая проблему этапов профессионального пути, нельзя не затронуть вопрос о профессиональном опыте человека. Профессиональный опыт включает сложившиеся мотивационные установки и менталитеты, а также запас профессиональных знаний, умений (п ...
Педагогические идеи Л.Н. Толстого
Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н. Толстой, который в своем имении Ясная Поляна организовал начальную школу для детей крестьян, где реализовывал свои мысли об обучении и воспитании. Большое внимание он обращал на формирование т ...