Таким образом, исходя из выше сказанного, можно выделить основные теоретические положения личностно ориентированного образования:
— развитие личности обучающегося рассматривается как главная цель, что изменяет место субъекта учения на всех этапах учебно-воспитательного процесса. Это положение предполагает субъективную активность; обучаемый сам творит учение и самого себя, при этом стирается грань между результатами обучения и воспитания; их различие обнаруживается лишь на уровне содержания и конкретных технологий обучения;
— ориентация на индивидуальную траекторию развития личности обучаемого приводит к изменению соотношения нормативных требований к результатам образования, выраженных в государственных стандартах образования и требовании к самоопределению, самообразованию, самостоятельности и самоосуществлению в учебно-профессиональных видах труда, усиливается личностная компонента образования, и поэтому возрастает значение соблюдения требований стандартов;
— залогом полноценной организации образовательного процесса является творческая индивидуальность школьника; нормой в обучении становятся авторские педагогические технологии; обучение предоставляет уникальную возможность организации кооперативной деятельности педагогов и учащихся; принципиально важным является положение о том, что личностно ориентированное образование создает условия для полноценного развития всех субъектов образовательного процесса.
Принципиально важным для реализации личностно ориентированного образования является понимание того, что педагогические воздействия, направленные на формирование личности, вызывают противодействие со стороны обучаемых. Личностно ориентированное образование не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций субъектов образовательного процесса.
Личностно ориентированный подход в образовании означает:
— создание условий для развития всех субъектов (участников) профессионально-образовательного процесса: учащихся, преподавателей, управленческого персонала;
— создание действительных стимулов (внешних побуждений) социального развития субъектов воспитательно-образовательного процесса. Акцентирование внимания на развитии профессионально важных качеств личности;
— внедрение в воспитательно-образовательный процесс современных педагогических и психологических технологий развития личности. Обеспечение эмоциональной комфортности и социальной защищенности субъектов образования. Создание ситуации успеха учащихся;
— развитие вариативного образования, направленного на расширение возможностей самоопределения в выборе будущей профессии и на саморазвитие личности ученика;
— организация учебно-пространственной среды, предусматривающая создание интегративных, многофункциональных учебно-производственных мастерских, лаборатории, бюро;
— коррекция социального и профессионального самоопределения личности, а также профессионально важных характеристик будущего специалиста.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Цель: Профессиональное развитие обучаемого, приобретение профессионального опыта, становление специалиста, способного к самоопределению, самоорганизации и самообразованию.
Новое о педагогике:
Принципы краеведения в курсе «Экономики родного
края»
Краеведческий компонент при изучении экономики родного края включает в себя ряд составляющих, которые позволяют изучить приоритетные направления экономического развития региона. Одним из значимых среди них является производство. Производст ...
Сенситивные периоды развития физических качеств
На различных этапах своего развития организм ребенка по-разному реагирует на воздействие внешней среды. Периоды, отличающиеся повышенной чувствительностью к влиянию некоторых внешних факторов, к определенным условиям жизнедеятельности, изд ...