10-я шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным этой шкалы можно сулить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.
Опросник взаимодействие родитель-ребенок" (ВРР)
Подростковый вариант
Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке ответов: под буквой М - для матери, под буквой О - для отца.
5 - несомненно, да (очень сильное согласие);
4 - в общем да;
3 - и да, и нет;
2 - скорее пет, чем да;
1 - нет (абсолютное несогласие).
Вариант для родителей подростков
Инструкции. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке отчетов.
5 - несомненно, да (очень сильное согласие);
4 - в общем да;
3 - и да, и нет;
2 - скорее нет, чем да;
1 - нет (абсолютное несогласие).
Подсчет и обработка результатов опросника ВРР
Все три формы опросника (детская и взрослые) обрабатываются по сходной схеме. Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается, прямые это утверждения или обратные. Обратные утверждения переводятся в баллы таким образом
ответы 1 2 3 4 5
баллы 5 4 3 2 1
В бланках-ключах обратные вопросы обозначены звездочками. Поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по 5, как в остальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на 2. Суммарная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале (см. ключ). Например,
к 1-й шкале относятся утверждения 1, 13, 25, 37, 49;
к 10-й шкале - 12, 24, 36, 48, 60;
к 3-й шкале - 3, 4, 15, 16, 27, 28, 39, 40, 51, 52 и т.д.
Шкалы опросника ВРР для подростков и их родителей
Нетребовательность-требовательность.
Мягкость-строгость.
Автономность-контроль.
Эмоциональная дистанция-близость.
Отвержение-принятие.
Отсутствие сотрудничества-сотрудничество.
Несогласие-согласие,
Непоследовательность-последовательность,
Авторитетность родителя.
10. Удовлетворенность отношениями с ребенком (родителем).
Все данные вносятся в таблицу 6.
Таблица 6.
№ |
Критерии ВРР |
Количество учащихся и родителей |
1 |
Нетребовательность-требовательность | |
2 |
Мягкость-строгость | |
3 |
Автономность-контроль | |
4 |
Эмоциональная дистанция - эмоциональная близость | |
5 |
Отвержение - принятие | |
6 |
Отсутствие сотрудничества - сотрудничество | |
7 |
Несогласие - согласие между родителями и ребенком | |
8 |
Непоследовательность - последовательность родителей | |
9 |
Авторитетность родителей | |
10 |
Удовлетворенность отношениями с родителями |
Методика 3.
Тест-опросник родительского отношения
Для выявления типа родительского отношения нами была применена методика №2 Л.Я. Варга и В.В. Столина: тест-опросник родительского отношения.
Новое о педагогике:
Проблема повышения квалификации учителей
В послевоенный период сложилась система повышения квалификации учительских кадров, состоящая из возникшей еще до войны сети институтов усовершенствования учителей, городских и районных методических кабинетов, кустовых предметных объединени ...
Сущность
дисциплинированности и культуры поведения
Важное место в содержании нравственного воспитания занимает формирование сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплина, прежде всего, обеспечивает успех деятельности человека. Если он пунктуален, аккуратен, строго выполняет все ...