Из этих данных видно, в экспериментальном классе очень велико количество семей, где в детско-родительских отношениях проявляются чрезмерная требовательность, строгость, отсутствие сотрудничества, отвержение, высокий контроль и низкий авторитет родителей.
В результате определения отношения родителей к подросткам нами были получены следующие результаты: в контрольной группе 2 родителей назвали отвержение, 15 родителей - социальную желательность, по 3 родителя - симбиоз, гипресоциализацию и 2 родителей - инфантилизацию. В экспериментальной группе 15 родителей назвали отвержение, 1 родитель - социальную желательность, по 3 родителя - симбиоз, гипресоциализацию инфантилизацию. (см. таблица 11; рис. 4).
Таблица 11.
Определение отношения родителей к подросткам в контрольной и экспериментальной группе.
№ |
Тип родительского отношения |
Группы | |
Контрольная |
Экспериментальная | ||
1 |
Отвержение |
2 |
15 |
2 |
Социальная желательность |
15 |
1 |
3 |
Симбиоз |
3 |
3 |
4 |
Гиперсоциализация |
3 |
3 |
5 |
инфантилизация |
2 |
3 |
Полученные результаты можно выразить в процентном соотношении.
Рис.4. Определение отношения родителей к подросткам в контрольной и экспериментальной группе.
Таким образом, 8 % родителей контрольной и 60 % родителей экспериментальной группы назвали отвержение, 60 % родителей контрольной и 4 % родителей экспериментальной группы - социальную желательность, по 12 % родителей обеих групп - симбиоз, гиперсоциализацию, 8 % родителей контрольной и 12 % родителей экспериментальной группы - инфантилизацию.
Из этих данных видно, в экспериментальном классе очень велико количество родителей, которые демонстрируют отвержение как ведущий тип детско-родительских отношений в семье.
Семья является ведущим фактором развития и воспитания личности ребенка. Это объясняется органической связью семьи со всей жизнедеятельностью ребенка, непрерывностью и длительностью воздействия, относительной замкнутостью пространства и взаимной направленностью формирующих действий. Но в тоже время нельзя не отмечать и негативные факторы семейного воспитания: преобладание материальных ценностей, бездуховность родителей, отсутствие нормального психологического климата, противоправное поведение взрослых и т.п.
Проведя исследование, мы можем сделать следующие выводы о том, что экспериментальная группа характеризуется:
преобладанием директивности как типа детско-родительских отношений является.
преобладанием чрезмерной требовательности, строгости, отсутствия сотрудничества, отвержения, высокого контроля и низкого авторитета родителей в детско-родительских отношениях.
преобладанием отвержения как ведущего типа детско-родительских отношений в семье
Следовательно, наша гипотеза о том, что семейное воспитание оказывает влияние на развитие у детей девиантного поведения в случае преобладания отвержения как ведущего типа детско-родительских отношений в семье, чрезмерной требовательности, строгости, отсутствия сотрудничества, отвержения, высокого контроля и низкого авторитета родителей в детско-родительских отношениях, получила подтверждение.
Семья является социальным институтом, то есть устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей и удовлетворение их потребностей. Она является первым и ведущим субъектом воспитания. В "Конвенции о правах ребенка" (1989) декларируется, что "ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания".
Новое о педагогике:
Этапы формирования контроля и самоконтроля у детей с ЗПР
Контроль (самоконтроль) - это свернутое, автоматизированное действие, направленное на управление психическими процессами и связанное с выполнением определенных задач (П.Я. Гальперин). Говоря о формировании контроля у детей, А.А. Люблинская ...
Психологические основы развития словарной работы
Среди многочисленных работ ключевое место в психологической теории Льва Семеновича Выготского занимает монография "Мышление и речь". Объединением двух понятий, вынесенных в название своего научного труда, Л.С. Выготский обозначил ...