К коллективной работе надо учащихся приучать, постепенно вырабатывая умения и навыки работать в паре. Этому помогают памятки по правилам работы в паре и группе .
Во втором-третьем классе деятельность учителя и ученика на занятиях в рамках коллективного способа обучения уже существенно отличается от традиционного урока. На коллективных занятиях дети работают в сводных группах, парах, где они могут:
обучать друг друга; выступать в малой группе или перед всеми; выполнять индивидуальные задания, тестовые задачи, индивидуальные проверочные работы; изучать новое, если их знания разные;
обсуждать, тренироваться, закреплять, проверять, изучать новое самостоятельно или с учителем, если знают одно и то же.
В каждой сводной группе есть лидер – ученик, отвечающий за работу группы. Он отвечает за обеспечение группы учебным материалом, за дисциплину, а также, если требуется, ведет учет работы каждого, заполняет сводную ведомость учета. Практически любой вопрос ученик решает сначала с товарищем или с лидером своей группы и только потом – с учителем. Закончив работу в сводной группе, ученики расходятся по другим группам. В каждой из них – новый лидер. Лидерами сводных групп бывают все без исключения ученики.
Часть своих функций, связанных с организаторской работой, учетом, вводом нового материала, учитель передает ученикам. Роль и объем фронтальных работ с группой уменьшаются, возрастают обучающая и контролирующая роль учителя и контроль в малых группах.
Различные виды коллективной работы могут быть использованы на различных этапах урока. Например, с третьего класса при проверке домашней работы, когда проверяется дифференцированное задание. При проверке предлагаю ребятам объяснить товарищу по парте, какое задание он выполнял и как выполнил. А в ходе урока «слабым» ученикам даю для самостоятельной работы подобные задания, а тем, кто им объяснял, предлагаю роль консультанта.
Большое значение придаю составлению памяток, вопросников, схем, карточек. На это уходит больше время при подготовке к урокам, но зато они помогают при самостоятельной работе ученикам. Использую их как при самостоятельном разборе новой темы, так и при повторении. При разборе новой темы работа в парах осуществляется на определённом этапе урока, а вот при повторении и обобщении вполне эффективно работать таким образом весь урок.
В четвёртом классе на уроках математики при решении примеров я часто использую приём «Стань учителем». Проверяю примеры у первого решившего ученика, если выполнил правильно, предлагаю проверить у следующего. И так цепочкой работают все дети, которые хорошо усвоили тему. Я вместе с первыми учащимися в это время могу восполнять пробелы со слабыми учениками. Таким образом, работает весь класс.
На уроках русского языка при закреплении использую такой приём. Раздаю карточки с небольшими текстами паре учеников с учётом их индивидуальных особенностей. Каждый из них выступает и в роли ученика, и в роли учителя. Ошибки при проверке они исправляют карандашом, при этом ребята – «учителя» должны объяснить своему «ученику» правило, согласно которому сделали исправление
Интересно проходит работа в группах по предмету «Человек и мир». При обобщении тем можно применять элементы проектной технологии, организовывая работу в группах. Дети заранее готовятся, обсуждают и готовят материал для урока. А на уроке отвечают на вопросы, разгадывают кроссворды, ребусы, заполняют таблицы, выступают с дополнительными сведениями.
Анализ уроков литературного чтения с точки зрения активной разговорной речи показал, что каждому ученику на уроке предоставляется не более 25 секунд для своего монолога (около двух минут в день). Решить эту проблему также помогает использование коллективного способа обучения в форме работы с группой.
Начиная со второго класса, приучаю детей работать с текстом в парах. Если текст небольшой, предлагаю каждому читать по абзацу. Задавать друг другу вопросы. Если текст большой по объёму, каждая группа читает определённую часть, вместе озаглавливают, выбирают, кто будет пересказывать. При проверке один из группы называет заголовок, все записывают. Другой участник группы пересказывает, все слушают. Таким образом, знакомство с объёмным текстом происходит динамичнее и интереснее.
Новое о педагогике:
Задачи ознакомления детей с произведениями изобразительного
искусства
Познание искусства невозможно без знания красоты конкретных качеств (цвет, форма, строение и др.). Ознакомление с произведениями изобразительного искусства призвано содействовать всестороннему развитию личности ребенка, обогащению его духо ...
Сущность, цель и задачи процесса воспитания орфоэпической культуры младших
школьников на уроках чтения
Речевая культура личности является одним из основополагающих компонентов общей культуры человека и требует постоянного совершенствования. В ее основе лежит существующее в сознании человека представление о «речевом идеале», образце, в соотв ...