Игра «Кто быстрее и больше». В этой игре выигрывает тот, кто быстрее и больше вспомнит фразеологизмов, в которых встречаются слова «голова», «ноги», «глаза», «нос». (Карточки со словами консультанты выбирают у учителя, не видя самих слов). Работа над развитием речи в начальной школе очень важна, но проводить её индивидуально сложно из-за разного уровня развития детей. В работе сменных пар заложен потенциал успеха в развитии речи каждого ребёнка.
Не секрет, что игровые моменты наиболее продуктивно стимулируют познавательную активность учащихся начальной школы. Очень часто в конце урока включаю игры по группам. Это орфографическое лото, «Четвертое лишнее», орфографическая эстафета, «Кто больше», «Кто быстрее», «Подбери пару», «Из двух – третье», «Вырасти дерево» и т.д. Например, при изучении темы «Словообразование» группы получают карточки со словами «пол», «банк», «яр», «вол», «марка», «оса» и т.д. Сгруппировав их попарно, можно образовать новые слова. Побеждает та группа, которая сделает это быстрее.
«пол» + «оса» «яр» + «марка»
Можно усложнить это задание: из двух слов, переставляя буквы каждой пары, образовать новое.
«боб» + «уста» = суббота «ива» + «карп» = крапива
«Вырасти дерево», где каждый член группы должен на веточке написать однокоренное слово. Чье дерево пышнее, гуще?
Нравится учащимся 3–4 кл. орфографическая эстафета. Обычно ее провожу во время комплексного повторения. Например, повторяет тему «склонение имён существительных». Первой группе (ряду) досталась тема существительны 1 скл., второй группе – 2 скл., третьей группе – 3 скл. и т.д. Листочек эстафеты, который берет консультант у учителя, уже задает тему или алгоритм правила, а учащиеся по очереди записывают слова-примеры к своей теме. Нужно написать правильно и не ошибиться, и за определенное время привести больше примеров. Ошибка – минус команде. Здесь, как в эстафете: передавай эстафетную палочку, не урони, не упади сам.
Благодатный материал для работы в сменных парах, игр в группах дают шарады, анаграммы, «Спрятанные слова», кроссворды, чайнворды.
Одной из важнейших составляющих учебно-познавательной компетенции является самооценка. Учащиеся начальной школы в условиях безотметочного обучения учатся с первого класса оценивать свою работу по шкале самооценки (приложение 3). Во втором классе ученики с удовольствием входят в роль учителя и проверяют и оценивают работу товарища.
В 3–4 классе после выполнения заданий фиксируется самооценка (С) и взаимооценка (В) на полях тетради. Для этого используются значки:
+ − хорошо знаю и могу научить другого
+ − знаю
? − сомневаюсь
– − не знаю
В конце занятия ребята обсуждают успехи и проблемы при выполнении работы. Взаимопроверка, часто применяемая при коллективном способе обучения, наиболее успешно помогает сформировать у учащегося адекватную самооценку.
Кроме того, обязательно после коллективной деятельности учитель должен оценить работу группы. Идеология групповой работы требует, чтобы результат, о котором сообщает группа, был получен не индивидуально, а был продуктом коллективной мыслительной работы.
Акцент следует делать на обсуждении способов, а не на конечном выводе. Следует отметить, что недопустимо оценивать по-разному учащихся, работающих в одной группе. Оценивать нужно не только результат, но и то, какими путями к нему пришли, как был организован процесс взаимодействия. Отмечаются человеческие добродетели: терпение, доброжелательность, вежливость.
Полезно проанализировать ошибки в работе и их причины. По-настоящему образец усвоен после разбора 2–3 ошибок. Главный принцип разбора ошибок: разбирать не содержательную ошибку, а ход совместных действий. Если не пожалеть на это времени в начале организации коллективной деятельности, то позже она становится необходимой и приятной
Особую роль в формировании учебно-познавательной компетенции отводиться рефлексии собственной деятельности во время учебного занятия. Применяю здесь известные приёмы:
Новое о педагогике:
Общая характеристика организации практической работы
Работа по курсовому проектированию началась в сентябре 2006 года. На первом этапе практической работы изучались и анализировались литературные источники, подбирались специальные упражнений для повышения уровня развития физических качеств. ...
Причины девиантного поведения детей и подростков
Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными причинами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Существует несколько классификаций причин отклоняющегося поведения. Так например, Л.Б. Шне ...