Этап проверки домашнего задания удобно построить следующим образом: дети работают в парах, если задано выучить стихотворение наизусть, они декламируют его друг другу полностью, а если выразительное чтение текста, то первую часть его читает один ученик, а вторую – другой. Так же выполняется и задание ответить на вопросы к тексту. Дети задают их друг другу по очереди (происходит диалог со сменой спрашивающего и отвечающего). Такая ситуация ценна тем, что детям не становится скучно от того, что им приходится по несколько раз выслушивать одинаковые рассказы. Работа регламентируется по времени.
По окончании обязательно выясняю у детей, чей ответ близок к идеальному. Характеризовать ответ товарища учу аргументированно, используя такие слова и выражения, как: «Читал бегло, целыми словами, выразительно, без ошибок, отвечал точно, без ошибок…» После этого один из учеников или пара детей, работавших вместе, отвечают у доски. Их ответ должен быть образцом для всего класса.
Работа над рассказом строится таким образом: после прочтения текста вслух учителем, текст делится на части, составляется план. Затем я прошу ребят сесть группами по четыре человека. Группам предлагается задание: распределить между собой части рассказа, прочитать его цепочкой (или про себя – каждый свою часть в зависимости от величины и характера произведения), пересказать каждому свою часть так, чтобы получился коллективный пересказ всего текста.
На выполнение этого задания уходит до 10 минут времени, при этом я нацеливаю ребят на то, что важна работа группы в целом, а не каждого в отдельности. Это привело к тому, что дети стали дифференцированно подходить к распределению частей текста, «сильные» стали больше уделять внимания «слабым», а «слабые» стараются не подвести своих товарищей.
По окончании работы групп, две-три из них успевают выступить у доски. Оценивает их весь класс. Таким образом, каждый ребенок самостоятельно прочитал и пересказал часть текста и неоднократно выслушал весь рассказ в пересказе своих товарищей.
По такой же схеме провожу работу при изучении произведений, которые можно читать по ролям. В образованных парах или группах предлагаю распределить роли между ее участниками. Далее начинается работа над выразительностью чтения. Дети читают произведения в группах, корректируя работу друг друга.
Коллективные работы на уроках изобразительного искусства и трудового обучения позволяют ученикам общаться, обсуждать интересные проблемы, вырабатывать навыки делового сотрудничества. Урок музыки сложно представить без взаимной поддержки, взаимообучения. На нем особое место занимает коллективное творчество. Коллективный способ обучения даёт очень много и в учебе, и в воспитании детей. Самое важное – язык искусства становится языком общения учащихся не только с учителем, но и друг с другом.
Научить детей сотрудничеству не только «учитель – ученик», но и «ученик – ученик», умению строить диалог, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих, находить оптимальное решение в учебной деятельности – вот задачи, которые решает учитель, используя коллективный способ обучения.
Ещё раз отмечу, что различные виды коллективной работы можно использовать на всех этапах урока. Перечислю некоторые из них:
Игра «Продолжи». Она основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при подготовке к написанию сочинения, на уроке «Человек и мир» при составлении рассказа о каком-либо животном, на уроке «Мая радзіма – Беларусь» при составлении обзора исторических событий).
Прием «Охотники за сокровищами». Учитель составляет вопросник. Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Пара или группа должны ответить на вопросы, используя предложенную учителем дополнительную литературу, словари, учебник.
Прием «Пазлы». Учитель делит изучаемый материал на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.
Новое о педагогике:
Понятие познавательной активности учащихся
Мотивация (от лат. «двигать» ) – общее название для процессов, методов, средств побуждения ученика к активной познавательной деятельности. Управляют мотивами совместно учителя и ученики. Имея в виду первых, говорим о мотивации обучения, а ...
Задачи работы по развитию речи в 1-ой младшей
группе детей дошкольного возраста
На третьем году жизни ребенка стоят задачи приучать понимать речь без наглядного сопровождения, расширять активный и словарь, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками. Если в подготовител ...