«Цепочка пожеланий». Каждому учащемуся по цепочке (в определенной последовательности) предлагается обратиться с пожеланиями к себе и товарищам по итогам взаимодействия. Пожелания могут быть направлены на предстоящее взаимодействие, будущие дела. Заканчивает цепочку пожеланий учитель, подводя определенный итог.
«Заверши фразу». Для выявления результативности урока (внеклассного мероприятия), раскрытия у учащихся сформированности определенного понятия о рассматриваемом явлении, событии предлагается завершить ряд фраз, касающихся содержания, атмосферы, организации работы во взаимодействии.
Например, после игры-путешествия с экологическим содержанием при рефлексии можно предложить участникам завершить следующие фразы:
«Природа – это…»;
«Обращение с природой для меня – это…»;
«Среди этапов игры-путешествия мне особенно понравился…»;
«Во время игры я приобрел…»;
«Игра заставила меня задуматься о…»;
«По отношению человека к природе можно судить о…» и т.д.
Учитель произносит незавершенную фразу и указывает на ученика, которому предлагает ее завершить. С одной и той же фразой можно обращаться к 2–3 участникам. Желательно, чтобы каждый участник завершил хотя бы одну фразу.
Таким образом, можно выделить следующие виды работы в отдельно взятой паре: обсуждение чего-либо, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка.
На коллективных учебных занятиях в разноуровневых группах у учащихся развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Так коллективными способами я не только обучаю, но и воспитываю. Воспитательная работа в нашей гимназии построена на коллективных творческих делах (КТД). Мне эта форма работы кажется наиболее продуктивной. Каждой группе даётся посильная работа. Каждый учащийся в группе выполняет своё и в то же время общее дело. В своём классе, в основном, всю воспитательную работу я строю по тому же принципу. Дети делятся на группы по желанию. Выполняют задания, а потом на общем мероприятии каждый представляет свою работу. Зачастую, дети не знают, что делала каждая группа, поэтому классные часы проходят интересно для каждого. Так мы провели в третьем классе утренник «Правила дорожные всем знать положено»». Весь класс разделился на четыре группы, с учётом того, кому какое задание больше нравится. Дети готовили стихи, песни, сценки, оформили выставку рисунков по ПДД. В работу групп включаются родители: делают поделки вместе с детьми, готовят костюмы к выступлениям. Конечно, мне приходилось направлять деятельность детей, помогать в подборе материала, проводить репетиции. Но дети были так увлечены работой, что считали, что они сами всё придумали. Также на основе коллективного способа провожу в классе информационные часы, где дети работают в группах и сменных парах. Используемые приемы помогают налаживать контакт с детьми, делают работу яркой и интересной, оставляя у ребят только положительные эмоции. При организации коллективной работы, по словам профессора В.К. Дьяченко, необходимо учитывать противопоказания:
1) недопустима пара из двух «слабых» учеников;
2) детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, сегодня нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить вновь работать вместе);
3) если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовлетворения ни в индивидуальных, ни, тем более, в публичных оценках;
4) нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы: дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, разговорами в полный голос.
КСО решает вопросы гуманного и демократического отношения к ребенку. В процессе наблюдений можно сделать вывод, что КСО лучше использовать для отработки нового материала, а также при закреплении и повторении и отводить ему в зависимости от темы и целей урока от 15 до 25 минут. Перед началом таких уроков очень важно создать эмоциональный настрой на успех: стимулировать учащихся словами, улыбкой.
Новое о педагогике:
Цели, задачи, содержание по формированию представлений
о человеке у детей 5-6 лет
По - мнению Козловой С.А., Куликовой Т.А. формирование представлений о человеке в настоящее время можно рассматривать в нескольких приоритетных направлениях: 1. Познание себя как социальной личности. 2. Развитие дружелюбного отношения к жи ...
Построение схемы документооборота
Документооборот при организации и проведении практикума в медицинском высшем учебном заведении происходит следующим образом: преподавателю поступают ГОС (государственные образовательные стандарты) из Министерства образования. На основании ...